Развитие ребенка в 1 год 1 месяц

Речь — один из важных навыков ребёнка, и её формирование начинается задолго до того, как малыш самостоятельно заговорит. Младенец воспринимает речь родителей и окружающих его взрослых, подражает ей и впоследствии опирается на приобретённый опыт. Когда ребёнок должен начать говорить и как ему помочь?

Развитие ребенка в 1 год 1 месяц

Нормы развития речи у детей

Развитие речи происходит постепенно. Каждый ребёнок индивидуален, поэтому может как опережать возрастные нормы, так и немного отставать. Считается, что девочки начинают говорить раньше, чем мальчики, и родители мальчиков не всегда понимают, нужно ли беспокоиться или можно просто подождать.

Причина в физиологических особенностях: созревание некоторых структур головного мозга девочек происходит быстрее. Из-за этого они лучше пополняют словарный запас в раннем возрасте. Но не только количество слов, но и другие признаки имеют значение для оценки речевого развития ребёнка.

Они универсальны и для мальчиков, и для девочек.

Скорость и качество развития речи у детей индивидуальны, а нормативные границы условны. Понять, что с малышом всё в порядке, поможет педиатр. Для предварительной оценки развития речи можно ориентироваться на нормы, описанные советским психологом Львом Семёновичем Выготским [1].

До года

В первые месяцы жизни малыш слушает родителей и окружающих его взрослых. Он различает голоса людей, которые с ним разговаривают, поворачивает голову в сторону звука. Сначала ребёнок овладевает гласными звуками, затем к трём-четырём месяцам появляются согласные звуки, и малыш начинает гулить.

В возрасте 6–12 месяцев ребёнок активнее имитирует звуки взрослой речи. Появляется лепет — малыш произносит одинаковые слоги, например «ма-ма-ма», «па-па-па», «дя-дя-дя». Примерно в десять месяцев дети привыкают отзываться на своё имя.

К году жизни у ребёнка появляются первые короткие осмысленные слова («на», «дай», «мама»). Словарный запас составляет от 3 до 20 слов.

Кроме того, малыш этого возраста правильно реагирует на просьбы что-то показать или дать (выполняет или отрицательно качает головой).

От одного года до двух лет

В год малыш повторяет слова, которые часто слышит, в речи появляются прилагательные. Ребёнок использует звуки и жесты для привлечения внимания, пропускает или заменяет сложные сочетания звуков, адаптируя речь под себя, например: «плохой — пахой».

Малыш больше двигается, начинает перемещаться самостоятельно и накапливает знания об окружающем мире. Словарный запас активно пополняется: до полутора лет ребёнок использует 30-40 слов, ближе к двум годам – 300-400. У девочек к полутора годам, у мальчиков к двум годам начинает формироваться фразовая речь.

Она возникает и в первую очередь используется для вопросов и выражения простых потребностей («Дай пить»).

От двух до трёх лет

В этом возрасте активно развивается способность говорить предложениями из 2–3 слов. Ребёнок начинает использовать местоимения, и предлоги.

Его речь становится более понятна взрослым, он может выполнять их просьбы, состоящие из двух частей, например: «Возьми свою игрушку и дай мне». Словарный запас пополняется по 100 слов в месяц.

В два-два с половиной года малыш задаёт вопросы: «Почему?», «Куда?» и т.п.

Три года

В три года ребёнок активно общается со взрослыми и сверстниками с помощью простых предложений. Он может объяснить свои желания словами.

Малыш начинает употреблять союзы и использует почти все основные части речи, используя в том числе обобщённые названия («звери», «вещи» и т.п.). При этом ребёнок может всё ещё нечётко произносить звуки.

Малышу нравится слушать знакомые сказки и стихи. Он хорошо запоминает текст и воспроизводит его. Словарный запас пополняется каждый день [2].

Развитие ребенка в 1 год 1 месяц

Как помочь ребёнку заговорить

Когда дети начинают говорить первые слова, им самим это очень нравится. Основной способ помочь ребёнку заговорить — общаться с ним как можно чаще. В младенчестве малыш понимает речь на эмоциональном уровне, поэтому говорить с ним нужно выразительно.

Все действия, связанные с ним – купание, массаж, кормление и т.п. – сопровождать эмоционально окрашенными словами.

Называть малыша по имени, проговаривать названия вещей, говорить о том, что делает сам ребёнок и как хорошо у него это получается, а также подхватывать и повторять все звуки, которые он произносит.

По мере взросления лучше использовать короткие и понятные предложения, чтобы ребёнок мог наблюдать за движением губ и применял знания в своей речи. Нужно поддерживать разговор с малышом, задавать ему вопросы и стараться вести продолжительную беседу.

Читать книги и петь песни. Можно читать ребёнку книгу и показывать персонажей на картинках. Они привлекут его внимание, а слуховое восприятие поможет запоминать новые слова. Совместное разучивание новых песенок и коротких стишков развивает речевой аппарат, а также укрепляет связь с малышом.

Развивать мелкую моторику. Мелкая моторика — это выполнение мелких движений кистями, пальцами рук и ног, например: перебирать крупу, играть с бусинками и пуговицами. Центры головного мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом друг с другом, поэтому при стимуляции моторики быстрее происходит развитие речи.

Развивать словарный запас. Можно показывать и называть ребёнку окружающие предметы: до́ма, в парке, в гостях. Значение предметов стоит объяснять простым языком. Так ребёнок расширит знания об окружающем мире, выучит новые слова и будет быстрее учиться говорить.

Отказаться от языка жестов и коверканья слов. Взрослым лучше отказаться от коверканья слов, потому что ребёнок учится разговаривать на основании той речи, которую слышит вокруг.

Если малыш заменяет слова на жесты, можно сделать вид, что они непонятны. Это будет стимулировать его к произношению. Не следует доводить ребёнка до плача или истерики.

Действовать стоит мягко — задавать наводящие вопросы, проговаривать слова друг за другом.

Развитие ребенка в 1 год 1 месяц

Игры на развитие артикуляционного аппарата

Музыкальные игры помогают ребёнку развивать речевое дыхание и дают возможность вырабатывать протяжное произнесение гласных звуков и чёткое произношение согласных звуков. Могут помочь следующие занятия:

  • песенки с повторением слогов, например: «Пи-пи-пи-пи-питание! А уж потом — воспи-пи-питание»;
  • игрушки, которые воспроизводят звуки животных — их стоит повторять вместе;
  • музыкальные инструменты в игре: нужно просить ребёнка сказать название инструмента и повторить звуки, которые он издаёт.

Пальчиковые игры – это изображение каких-либо стишков или историй при помощи пальцев. Такие занятия помогают быстрее задействовать речевой центр.

В пальчиковых играх используются различные движения руками – поднимание и опускание ладошек, хлопание в ладоши, а также загибание и разгибание пальчиков.

Знакомые всем с детства «Ладушки, ладушки» и «Гуси летели» отлично подойдут для таких упражнений. Больше примеров пальчиковых игр в статье.

Артикуляционная гимнастика направлена на развитие подвижности речевых органов. В неё включаются упражнения для языка, щёк, губ и мимические упражнения. Подойдут следующие занятия:

  • Гримасы: стоя вместе перед зеркалом, широко улыбаться, показывать язык, надувать щёки.
  • Несложные игры на дыхание: сдуть обёртку от конфетки с ладошки, выдувать мыльные пузыри, дуть на одуванчик.
  • Игры с языком: прятать и показывать язык, делать круговые движения языком как стрелка часов, пытаться достать языком до кончика носа.

Развитие ребенка в 1 год 1 месяц

Когда стоит обратиться к врачу

Развитие речи у каждого ребёнка происходит индивидуально, и неважно, во сколько лет или во сколько месяцев заговорили мама или папа. Для того чтобы своевременно обнаружить отставание, нужно регулярно проходить плановые осмотры у педиатра.

Если во время очередного приёма врач выявит признаки речевого расстройства, следует обратиться к неврологу и к логопеду. Специалисты составят план коррекции. Важно, чтобы родители активно участвовали в процессе лечения и оказывали поддержку ребёнку — от этого будет зависеть эффект занятий.

Рекомендации родителям

Список источников

1. Выготский Л. С., Психология развития ребёнка, М: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004. — 512 с. (Серия «Библиотека всемирной психологии»)

2. Этапы развития речи ребёнка и повод для обращения к специалисту, ФГБУ «СЗОНКЦ им. Л. Г. Соколова» ФМБА России

Развитие детей от рождения до года

Родители детей от нуля до года, особенно если это их первый ребенок, всегда беспокоятся о том, попадает ли их ребенок в возрастные нормы развития, и увлеченно сверяются с другими родителями и Интернетом: что должен уметь делать ребенок в 2, 3, 4 месяца? сколько должен спать  новорожденный? в каком возрасте ребенок начинает сам переворачиваться со спины на живот (или наоборот)?

Само по себе это довольно безобидное и даже полезное занятие. Однако оно может дать родителям повод для беспричинных переживаний на тему мнимого отставания ребенка в развитии. Поэтому, даже если вы прочитали всю известную литературу о развитии младенцев, помните две вещи:

Первое. Квалифицированно оценить соответствие ребенка возрастной норме могут только детские врачи – педиатр и невролог. Критично важно пройти медицинский осмотр у этих специалистов в один месяц и в три месяца ребенка. Это позволит выявить возможные проблемы на ранней стадии и вовремя начать их устранять.

Второе. Каждый ребенок индивидуален. Известно, например, что в возрасте до года девочки в среднем развиваются немного быстрее мальчиков, а это лишь один из факторов.

Даже антропометрические возрастные нормы (рост, вес, окружность головы) носят лишь ориентировочный характер, что уж говорить о более сложных вещах – умениях, реакциях, навыках… Поэтому не стоит паниковать, если именно ваш ребенок не вписался в какой-то критерий, описанный ниже.

Помните, диагноз может поставить только грамотный детский врач. И многие диагнозы, поставленные в этом возрасте, не являются окончательными и впоследствии снимаются.

Читайте также:  Электроконизация шейки матки при дисплазии: виды, этапы и осложнения

Итак, вот примерные возрастные нормы для детей до года:

Что должен уметь новорожденный

Способности новорожденного ребенка (а это период до 28 дней) в основном ограничены врожденными рефлексами: сосания, опоры на ножки при вертикальном положении, ползания (если выложить ребенка на животик и дать ему опереться стопами о ладонь, он будет пытаться ползти). Он также реагирует на яркий свет или резкий звук. Новорожденный большую часть времени спит, просыпаясь только от голода или дискомфорта.

Что должен уметь ребенок в 1 месяц

Достигнув возраста 1 месяц, ребенок проходит осмотр в поликлинике у детских врачей-специалистов: помимо уже упомянутых врожденных рефлексов, невролог проверит, пытается ли ребенок приподнимать и держать голову, если его положить на живот.

Кроме того, к этому возрасту у большинство детей способны фиксировать взгляд на предмете и следить за его перемещением (как правило, используется погремушка), а также прислушиваться к источнику звука (голоса или погремушки) и пытаться смотреть туда, откуда доносится звук.

Ребенок уже различает интонации и даже улыбается. 

Что должен уметь ребенок в 3 месяца

Три месяца – время второго «большого» осмотра в детской поликлинике. За это время ребенок совершает качественный прорыв в развитии. Он уже может долго рассматривать заинтересовавший его предмет. Способен поворачивать голову к источнику звука. Если выложить ребенка на живот, можно убедиться, что ребенок уже хорошо держит голову и иногда даже опирается на предплечья.

Поскольку ребенок уже «нарабатывает» приобретенные умения, его врожденные рефлексы к трем месяцам начинают угасать за ненадобностью. Например, ребенок может перестать рефлекторно опираться на ножки в вертикальном положении. Это своего рода подготовка к будущей самостоятельной опоре на ноги – и, конечно, абсолютная норма.

Что должен уметь ребенок в 4 месяца

В этом возрасте ребенок уже хорошо различает лица, и, как следствие, отличать тех, кого он видит каждый день, от других людей. Если «своим» взрослым он улыбается, «чужих» он может испугаться и расплакаться. Поэтому, если ваши бабушки и дедушки не живут вместе с вами, стоит предупредить их, что ребенку нужно некоторое время, чтобы привыкнуть к их присутствию.

Четырехмесячный ребенок уверенно сам держит голову и может пытаться переворачиваться. Он также способен брать в руки игрушки и перекладывать их из одной руки в другую, переводить взгляд с одной игрушки на другую.

Что должен уметь ребенок в 6 месяцев

А вот полугодовалый ребенок уже должен уметь переворачиваться хорошо: и со спинки на животик, и обратно. Если его посадить, он будет удерживать позу, опираясь на руки.

Шестимесячный малыш понимает, когда его зовут по имени, а также умеет реагировать на некоторые жесты. Речь ребенка тоже интенсивно развивается: он может произносить отдельные слоги («ба», ма» и тому подобное).

В шесть месяцев ребенок уже может есть с ложки и сам пить из чашки – правда, держать и ложку, и чашку должен взрослый.

Часто в этом возрасте проводится профилактический осмотр ребенка детскими специалистами.

Что должен уметь ребенок в 7 месяцев

Ребенок в семь месяцев сам, без посторонней помощи принимает сидячее положение, а также встает и сам стоит при наличии опоры. Хорошо ползает. Его обращение с игрушками носит все более осмысленный характер: малыш может кидать предметы из кроватки или манежа и следить за тем, куда они падают, стучать предметами, пытаться их рвать и так далее.

Продолжает развиваться речевой аппарат: ребенок все дольше лепечет, увеличивается количество слогов, которое он может произнести;  одни и те же слоги он может повторять по многу раз.

Что должен уметь ребенок в 10 месяцев

В 10 месяцев ребенок может уже непродолжительное время стоять без опоры. К этому возрасту многие дети ходят при поддержке взрослого за обе руки.

Он продолжает активно развиваться через игровую деятельность и теперь уже может сам определить назначение игрушки и использовать ее «как задумано» — кидать мяч, катать пожарную машину.

Коммуникации со взрослыми также становятся разнообразнее: ребенок уже может находить знакомые ему предметы по просьбе «дай» или «покажи».

Что должен уметь ребенок в 1 год

В 1 год ребенка для родителей наступает то самое «горячее» время, когда ребенок быстро ползает, постоянно пытается открыть ящики всех встреченных шкафов и при этом с удовольствием вываливает их содержимое наружу. Особый интерес ребенок проявляет к тем предметам, которыми пользуются взрослые, — сотовым телефонам, планшетам, компьютерам.

Годовалый малыш уже способен немного ходить самостоятельно. Он самостоятельно пьет из чашки, теперь уже без помощи взрослого – может сам взять ее, поднести ко рту, поставить на стол.  К году ребенок обучается указывать на предметы пальцем. Любит играть с другими детьми.

Ребенок подражает новым услышанным слогам, повторяет короткие слова. Запоминает имена своих родных и названия часто используемых предметов, находит их по просьбе взрослого уже без указания на предмет.

  • Воронов Игорь Анатольевич, детский невролог сети ПреАмбула, кандидат медицинских наук
  • Стоимость приема невролога: 
  • Первичный 2050 руб,  Повторный 1900 руб.
  • Как снизить стоимость?

Развитие ребёнка в 1 год (12 месяцев)

В 12 месяцев развитие ребенка как никогда направлено на изучение и познание окружающего мира. У годовалого ребенка меняется отношение к находящимся рядом людям. Малыш понимает, что может оказывать влияние на маму и активно пользуется этим умением.

Смесь молочная сухая начальная адаптированная Valio Baby 1 NutriValio для питания детей с рождения до 6 месяцев Подробнее Смесь молочная cухая последующая адаптированная Valio Baby 2 NutriValio для питания детей с 6 до 12 месяцев Подробнее Сухой молочный напиток «Детское молочко» Valio Baby 3 NutriValio для питания детей старше 12 месяцев Подробнее

Развитие ребенка в 1 год часто ассоциируют с переходным этапом и определенным кризисом. Малыш становится активным, ему не сидится на месте, все интересно и все хочется исследовать. Пока его словарный запас и речевые возможности ограничены, малыш часто общается при помощи крика или плача.

Что должен уметь ребёнок в 12 месяцев

Ребенок все больше продолжает интересоваться окружающим миром, ему интересны названия предметов и общение с людьми. Малыш социализируется, он охотно знакомится со сверстниками и другими людьми.

К этому возрасту ребёнок научился бросать игрушки и предметы уже осознанно, ему интересно, как далеко покатится мяч или улетит кубик.

Что должен уметь ребёнок в 12 месяцев:

  • Стоять на вытянутых ножках, ходить, держась за опору. Активно ползать, перемещаясь из одной комнаты в другую.
  • Брать одной ручкой два мелких предмета, уметь их передавать маме по просьбе. Как правило, ребенок использует две руки, чтобы захватить горсть мелких игрушек.
  • Приседать и садиться без посторонней помощи.
  • Собирать пирамидку, строить башню из кубиков. Может больше времени проводить наедине с собой, играя или рассматривая красочные картинки.
  • Осваивать новые жесты: многие годовалые дети умеют посылать воздушный поцелуй, махать руками и дуть на горячее.
  • Активно копировать жесты родителей, подражать разговору по телефону.
  • Уметь держать ложку и пытаться ею захватить еду (при условии, что ранее мама показала, как это делать).
  • Понимать от 10 до 20 слов, определять название предметов, которые видит ежедневно. Показать пальчиком, где кошка, книжка, тарелка и т. д.

Что еще должен уметь ребенок в 1 год? В этом возрасте продолжается активное развитие речевого аппарата. Малыш старается произносить некоторые слова, хотя они пока еще только напоминают речь. Стоит отметить, что годовалые дети вкладывают несколько значений в одно и то же слово.

До 1 года ребенок тесно эмоционально связан с мамой, воспринимая её как часть себя. В возрасте 12 месяцев продолжает формироваться личность малыша, его особенности характера. Вместе с этим карапуз переживает внутренний конфликт – стремление к самостоятельности и привычка, что мама рядом.

Навыки для 12 месяцев

Навыки ребенка в этом возрасте разнообразны, их можно разделить на следующие достижения:

Познавательные:

  • Играет с пирамидкой: надевает, снимает кольца.
  • Ставит друг на друга кубики.
  • Подражает сверстникам (кидает кубики, хлопает руками, может начать ломать игрушку).
  • Открывает, закрывает ящики, двери, включает/выключает все, что можно, нажимает кнопки и т. п.

Социально-эмоциональные:

  • Смеется, радуется маме или любимой игрушке.
  • Проявляет разнообразный спектр эмоций в зависимости от ситуации: смеется, возмущается, плачет.
  • Проявляет недовольство при грубом к нему обращении, если слышит «нет», «нельзя».
  • Копирует мимику родителей, подражает им.
  • Интересуется картинками в книжках, яркими предметами.
  • С интересом слушает музыку, «подпевает».

Речевые:

  • По просьбе может выполнить действие с игрушкой (отдать, положить, сложить в коробку).
  • Может взять или показать знакомый предмет.
  • Понимает слова «нельзя», «возьми», «можно».
  • Помнит имена родственников, знает некоторые предметы гардероба.
  • Если прощаются, машет рукой.
  • Понимает игру «ку-ку», закрывает ладошками лицо.

Бытовые:

  • Держит чашку в руках, пьет из нее самостоятельно.
  • Может откусить печенье, яблоко, банан.
  • Помогает себя одеть, поднимает ножку.
  • Некоторые дети в этом возрасте хорошо знакомы с горшком, просятся на него, издавая характерные звуки.

Рост ребенка в 12 месяцев – нормы для мальчиков и девочек

Активно продолжается физическое развитие малыша, за год он вырос примерно на 25 см. Теперь рост ребенка, согласно данным отечественной педиатрии, должен находиться в следующем диапазоне:

  • Девочки: от 71,3 до 78,1 см.
  • Мальчики: от 72,1 до 79,8 см.
Читайте также:  Острый приступ глаукомы: неотложная помощь, симптомы, признаки, диагностика, развитие, лечение

По мнению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), рост ребенка в 1 год должен приближаться к следующим отметкам:

  • Девочки: от 68,8 до 79,3 см.
  • Мальчики: от 71,1 до 80,6 см.

Вес ребенка в 12 месяцев – нормы для мальчиков и девочек

К этому возрасту малыш набирает 6-7 кг, последующая прибавка в весе будет не такой активной. Вес ребенка в 12 месяцев, по мнению отечественных педиатров, не должен выходить за следующие отметки:

  • Девочки: от 8,4 до 10,9 кг.
  • Мальчики: 8,8 до 11,7 кг.

По данным ВОЗ, вес ребенка в 1 год должен быть в рамках следующих границ:

  • Девочки: от 7,1 до 11,6 кг.
  • Мальчики: 7,8 до 12,1 кг.

Психическое развитие ребенка в 12 месяцев

Активно продолжается социализация ребенка, ему интересно общаться со сверстниками, но иногда он провоцирует конфликты. Психологическое развитие ребенка в 12 месяцев далеко шагнуло вперед, теперь малыш понимает, как общаться с родителями.

Чувствуя мягкость и снисходительность со стороны мамы, ребенок будет шалить и предпринимать попытки манипулирования.

С годовалым ребенком становится сложнее играть, он внедряет собственные правила, которые зачастую являются неприемлемыми: кидание песком, поломка игрушек, дерганье животных за хвост.

В этот период у ребенка начинает развиваться долговременная память. Годовалые дети запоминают некоторые моменты вчерашнего дня и могут помнить, что было несколько суток назад.

Дети этого возраста позитивно относятся к музыке, любят ее слушать, подпевают и пританцовывают.

Как уже упоминалось ранее, примерно в 1 год у ребенка происходит переходный момент – кризис 12-го месяца. Проявляется он следующими изменениями:

  • Ребенка становится трудно контролировать – он проявляет упрямство, непослушание.
  • Активно показывает собственную самостоятельность, отказывается от помощи, а при попытке помочь нервничает, кричит.
  • Ребенок становится обидчивым и плаксивым, особенно когда слышит «нельзя», «нет».
  • Многие родители отмечают противоречивое поведение ребенка – он отказывается от помощи и в ту же минуту ждет внимания.

По мнению психологов, возраст, в котором допустимо истеричное поведение младенца, – 10-12 месяцев. Во-первых, отсутствие словарного запаса не дает ребенку возможности объяснить, что его беспокоит. Во-вторых, истерика – обычное явление и поведение для малыша. В старшем возрасте истерика не допустима, ее следует сразу же пресекать.

Тактика поведения при развитии истерики – что с этим делать?

Первое правило, которое следует запомнить: шлепки, крик, разговор на повышенных тонах недопустимы и полностью бесполезны. Все, что нужно сделать, если ребенок закатил истерику, – взять его за руку и обнять. Спустя некоторое время малыш сам успокоится и займется привычными делами.

Уход за ребенком в 12 месяцев

Двенадцать месяцев – оптимальное время, чтобы приучить ребенка к гигиеническим процедурам. Каждое утро нужно помогать ему умываться, чистить зубы, подмываться ниже пояса. Любознательность ребенка приводит к тому, что он хочет все потрогать, поэтому в течение дня следует мыть руки с мылом. Также нужно приучать его мыть руки перед каждым приемом пищи.

Перед отходом ко сну проводятся водные процедуры и массаж. Родителям нужно обратить внимание на средства личной гигиены. Все они должны подходить ребенку по возрасту и быть индивидуальными (полотенце, мочалка и т. д.).

В возрасте 1 года проводится плановое посещение педиатра и полная диспансеризация. Врач назначит необходимые лабораторные анализы, проведет измерение роста, веса, объема груди и головы.

Далее педиатр назначает консультации у профильных специалистов: хирурга, отоларинголога, невролога, стоматолога и офтальмолога.

В этом возрасте проводится плановая вакцинация, направленная на защиту от кори, паротита и краснухи.

В 12 месяцев продолжается активное развитие речевого аппарата. Необходимо постоянно разговаривать с ребенком, читать ему книжки, рассказывать о значении различных предметов.

1. ООО «Группа компаний Мед Эксперт»: научно-практический медицинский рецензируемый журнал.

2. Берман Р. Е. Педиатрия: руководство.

3. Ознакомиться подробно с нормами роста/веса детей до 1 года можно здесь: https://www.who.int/childgrowth/standards/ru/

Мы хотим сделать наш сайт более удобным для вас, поэтому собираем аналитические данные о вашем посещении с помощью файлов куки (cookies). Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь с этим. Подробнее о сборе и обработке данных — в Политике в отношении обработки персональных данных.

Если Вы зарегистрированы и впервые на обновленном сайте, пройдите процедуру восстановления пароля.

Для завершения регистрации перейдите по ссылке из письма, отправленного вам на почту

Вернуться на сайт

Письмо с информацией для восстановления пароля отправлено вам на почту

Вернуться на сайт

Развитие ребенка после года по месяцам: таблица роста и веса, режим дня малыша, особенности

Вес и рост – вот основные показатели, которые определяют физическое развитие ребенка в возрасте от одного года и старше. Эти параметры будет определять педиатр при каждом плановом осмотре. Вы также можете измерить вес и рост малыша самостоятельно:

  • У детей в возрасте до 2 лет принято измерять рост в положении лежа. Но если ребенок уже уверенно стоит на ногах, можно пользоваться и вертикальным ростомером.
  • Вес ребенка младше 2 лет определяют с помощью чашечных или напольных весов. Взвешивают без обуви и без одежды (оставляют только трусики или пустой подгузник).

Таблица роста и веса ребенка после года (по данным ВОЗ)

  • Возраст/ рост и вес
  • Рост (см)
  • Вес (кг)
  • Рост (см)
  • Вес (кг)
  1. 1 год 1 месяц
  2. 74,5-79,3
  3. 8,8-11,0
  4. 72,6-77,8
  5. 8,1-10,4
  • 1 год 2 месяца
  • 75,6-80,5
  • 9,0-11,3
  • 73,7-79,1
  • 8,3-10,6
  1. 1 год 3 месяца
  2. 76,6-81,7
  3. 9,2-11,5
  4. 74,8-80,2
  5. 8,5-10,9
  • 1 год 4 месяца
  • 77,6-82,8
  • 9,4-11,7
  • 75,8-81,4
  • 8,7-11,1
  1. 1 год 5 месяцев
  2. 78,6-83,9
  3. 9,6-12,0
  4. 76,8-82,5
  5. 8,9-11,4
  • 1 год 6 месяцев
  • 79,6-85,0
  • 9,8-12,2
  • 77,8-83,6
  • 9,1-11,6
  1. 1 год 7 месяцев
  2. 80,5-86,0
  3. 10,0-12,5
  4. 78,8-84,7
  5. 9,2-11,8
  • 1 год 8 месяцев
  • 81,4-87,0
  • 10,1-12 7
  • 79,7-85,7
  • 9,4-12,l
  1. 1 год 9 месяцев
  2. 82,3-88,0
  3. 10,3-12,9
  4. 80,6-86,7
  5. 9,6-12,3
  • 1 год 10 месяцев
  • 83,1-89,0
  • 10,5-13,2
  • 81,5-87,7
  • 9,8-12,5
  1. 1 год 11 месяцев
  2. 83,9-89,9
  3. 10,7-13,4
  4. 82,3-88,7
  5. 10.0-12,8
  • 2 года
  • 84,8-90,9
  • 10,8-13,6
  • 83,2-89,6
  • 10,2-13,0
  1. Возраст/ рост и вес
  2. Рост (см)
  3. Вес (кг)
  • 1 год 1 месяц
  • 74,5-79,3
  • 8,8-11,0
  1. 1 год 2 месяца
  2. 75,6-80,5
  3. 9,0-11,3
  • 1 год 3 месяца
  • 76,6-81,7
  • 9,2-11,5
  1. 1 год 4 месяца
  2. 77,6-82,8
  3. 9,4-11,7
  • 1 год 5 месяцев
  • 78,6-83,9
  • 9,6-12,0
  1. 1 год 6 месяцев
  2. 79,6-85,0
  3. 9,8-12,2
  • 1 год 7 месяцев
  • 80,5-86,0
  • 10,0-12,5
  1. 1 год 8 месяцев
  2. 81,4-87,0
  3. 10,1-12 7
  • 1 год 9 месяцев
  • 82,3-88,0
  • 10,3-12,9
  1. 1 год 10 месяцев
  2. 83,1-89,0
  3. 10,5-13,2
  • 1 год 11 месяцев
  • 83,9-89,9
  • 10,7-13,4
  1. 2 года
  2. 84,8-90,9
  3. 10,8-13,6
  • Возраст/ рост и вес
  • Рост (см)
  • Вес (кг)
  1. 1 год 1 месяц
  2. 72,6-77,8
  3. 8,1-10,4
  • 1 год 2 месяца
  • 73,7-79,1
  • 8,3-10,6
  1. 1 год 3 месяца
  2. 74,8-80,2
  3. 8,5-10,9
  • 1 год 4 месяца
  • 75,8-81,4
  • 8,7-11,1
  1. 1 год 5 месяцев
  2. 76,8-82,5
  3. 8,9-11,4
  • 1 год 6 месяцев
  • 77,8-83,6
  • 9,1-11,6
  1. 1 год 7 месяцев
  2. 78,8-84,7
  3. 9,2-11,8
  • 1 год 8 месяцев
  • 79,7-85,7
  • 9,4-12,l
  1. 1 год 9 месяцев
  2. 80,6-86,7
  3. 9,6-12,3
  • 1 год 10 месяцев
  • 81,5-87,7
  • 9,8-12,5
  1. 1 год 11 месяцев
  2. 82,3-88,7
  3. 10.0-12,8
  • 2 года
  • 83,2-89,6
  • 10,2-13,0

В таблице представлен средний рост и вес мальчиков и девочек в возрасте от 1 до 2 лет. Отклонения в ту или иную сторону не всегда говорят о патологии и могут быть обусловлены генетически.

Рост и вес ребенка после года увеличиваются не так быстро, как в первые 12 месяцев. Мальчики в среднем опережают девочек на 2 см в росте и на 1-2 кг в весе.

После года ребенок активно осваивает окружающий мир — и чем больше он узнает, тем сильнее ему хочется пощупать, потрогать, подержать, понять. Ему нравится следить за вами, повторять движения и выражение лица. Малыш по-своему принимает активное участие в жизни семьи. Не бойтесь поручать ему то, что он может сделать. Он будет очень горд собой, показав вам, что справился с заданием.

После года развитие ребенка идет очень активно. Малыш удивляет и радует родителей своей сообразительностью и любознательностью.

Так, например, кроха уже видит связь между действиями взрослых и теми последствиями, к которым эти действия приводят.

Малыш пытается повторять за родителями: щелкнуть выключателем и включить лампу, нажать на кнопку телевизора и увидеть интересные картинки. Когда он добивается успеха, то с удовольствием демонстрирует взрослым свои навыки.

Совет

Когда кроха уже достаточно подрос для того, чтобы ему захотелось во всем быть самостоятельным, существует еще мало дел, которые вы можете ему поручить. Но даже если вы смирились с его «самоопределением», помните: даже очень бойкого ребенка, только начавшего ходить, ни в коем случае нельзя оставлять без присмотра. Поэтому обязательно оставайтесь в пределах досягаемости.

Годовалый малыш понимает и выполняет огромное количество инструкций: он охотно откликается на просьбы: «дай мячик», «покажи бабушке мишку», «пойдем гулять». Чем больше вы общаетесь с ребенком, чем больше «задач» перед ним ставите, тем быстрее он развивается.

В этот период малыш хорошо различает эмоциональную окраску речи взрослого. Например, убедительно произнесенное родительское «нельзя» уже имеет для него весомую силу.

Ещё один сюрприз — о своих потребностях кроха теперь заявляет не плачем, а вполне «по-взрослому» пытается объяснить, что ему в данный момент нужно.

Некоторые детки выражают свои желания, произнося различные слоги и их сочетания, другие используют язык жестов, а также иные невербальные способы выражения своих мыслей (например, мычание).

Нормы нервно-психического развития ребенка после года

Если заглянуть в календарь развития ребенка, можно увидеть, что он умеет делать:

1 год

В первый год жизни ребенка в календаре развития указывались его навыки с интервалом в один месяц. Не удивительно, ведь в этот период малыш развивается очень быстро – и каждый месяц узнает что-то новое. Чем старше он становится, тем медленнее идет этот процесс – но тем больше откладывается в сознании ребенка.

Читайте также:  Инфильтрат на лице – причины, симптомы и лечение инфильтрата на лице

В возрасте 1 год и 1 месяц ребенок:

  • Различает отдельные предметы по форме, может выделить куб или шар.
  • Играет с другими детьми: например, протягивает игрушку, сопровождая свои действия лепетом или смехом.
  • Самостоятельно играет с игрушками, выполняет с ними различные действия.
  • Понимает названия отдельных предметов, знает слово «нельзя», выполняет несложные поручения.
  • Узнает знакомых людей на фотографиях.
  • Самостоятельно играет с игрушками, выполняет с ними различные действия.
  • Самостоятельно ходит.
  • Легко подражает отдельным слогам и произносит 5-10 слов.
  • Самостоятельно пьет из чашки.

В 1 год и 2 месяца навыки малыша совершенствуются. В этом возрасте ребенок быстро обучается. Он активно познает окружающий мир, поэтому очень важно уделять крохе много внимания: читать стихи и сказки, играть в развивающие игры, слушать вместе с ним музыку.

1 год 3 месяца

С года этапы развития ребенка разделают на интервалы длиной в три месяца. И педиатра теперь нужно посещать реже – при условии, что малыш здоров.

  • Играет самостоятельно или с другими детьми.
  • Воспроизводит в игре разученные действия – например, кормит куклу с ложечки, собирает пирамидку.
  • Самостоятельно ест густую кашу ложкой.
  • Различает два разных по величине предмета – например, маленький и большой мяч.
  • Долго ходит самостоятельно, меняет положение тела: садится и встает.
  • Лепечет и использует облегченные слова: «мама», «дай», «бах» и др.

В возрасте 1 год и 4 месяца у ребенка значительно увеличивается запас понимаемых слов. Вам может показаться, что он знает все, о чем вы говорите – но пока не может выразить все свои мысли словами.

Разговаривайте с малышом: на прогулке рассказывайте все, что видите вокруг, при кормлении – сопровождайте свои действия словами.

Поощряйте малыша говорить: например, если он хочет взять яблоко со стола, пусть скажет: «Дай!».

1 год 6 месяцев

Вот какие особенности развития ребенка после года и шести месяцев стоит помнить:

  • Умеет сопоставлять предметы по форме и величине. Например, подбирает кубики – к кубикам.
  • Движения становятся более координированными. Теперь ребенок не просто ходит, но может перешагнуть через лежащие на полу предметы и др.
  • Называет отдельные предметы словами – обычно в состоянии удивления, радости или других сильных эмоций.
  • Воспроизводит действия, которые часто видит в повседневной жизни – кормит и умывает куклу, катает коляску и др.
  • По слову находит несколько предметов, похожих по значению, но разных по цвету и величине. Например, если вы попросите малыша принести мяч, он может дать вам два мяча – синего и красного цветов, выбрав их среди других игрушек.
  • Самостоятельно ест жидкую и твердую пищу ложкой.

1 год 9 месяцев

Еще спустя три месяца у малыша появляются новые умения:

Вот как происходит развитие ребенка в 1 год и 3 месяца:

  • Играя, различает разные по величине и цвету предметы.
  • Может ходить на небольшой высоте от пола (15-20 см) – например, играя на детской площадке.
  • Может раздеться с помощью взрослого.
  • Говорит предложениями из двух слов.
  • Охотно отвечает на вопросы взрослого – например, при рассматривании картинок в книге.

Именно сейчас у малыша появляется желание делать все самостоятельно. Родителям нужно это ценить и всячески поощрять свое чадо.

Если кроха пытается снять кофточку, похвалите его и немного помогите — через некоторое время он прекрасно справится с этой задачей сам. Начинайте приучать ребенка класть игрушки на свои места: хотя бы одну, самую любимую.

Ребенок охотно будет выполнять просьбы взрослых, ведь так он сможет продемонстрировать родителям свои навыки и умения.

2 года

В возрасте двух лет малыш:

  • Ориентируется в игрушках, различает их по цветам, форме и размерам, может подобрать что-то по запросу – например, принести все мячики, все красные игрушки и др.
  • Воспроизводит в игре логически связанные действия. Например, сначала купает куклу, а затем ее вытирает и укладывает спать.
  • Уверенно ходит, перешагивает через препятствия.
  • Общаясь со взрослыми, строит слова из 2-3 предложений. Задает вопросы: куда, где?
  • Пытается самостоятельно одеваться и успешно это делает с помощью взрослого.

Ребенок в возрасте 1-2 года спит 12-14 часов в сутки. Как правило, дети уже могут спать спокойно всю ночь, не просыпаясь. Конечно, этот навык придет не сразу.

Например, ребенок в год и 2 месяца, возможно, еще станет будить вас по ночам, тогда как всего лишь спустя полгода будет крепко спать всю ночь. В возрасте 1,5-2 лет малыш, как правило, спит днем только один раз.

Продолжительность дневного сна составляет 1,5-2,5 часа. У малыша уже устанавливается собственный режим, и сбивать его без веской причины не рекомендуется.

Методики развития детей от 1 года

После года у малышей появляется интерес к бумаге и карандашам. Помогите освоить эти новые, удивительные для него вещички.

Покажите, как правильно держать карандаш и как им пользоваться: возьмите чистый лист бумаги и нарисуйте несколько простых фигур.

Кроха с удивлением будет наблюдать, как из-под вашей руки появляется цветочек или домик, а потом потребует отдать ему карандаш и нарисует свой первый «шедевр».

Сначала в этих рисунках будет сложно различить узнаваемые фигуры. Скорее, это будут каракули, но сколько радости они будут приносить вашему крохе и вам! Лучше всего купить специальные карандаши для детей такого возраста — восковые, они не ломаются, не имеют острых концов и совершенно безвредны – даже если ребенок попробует карандаш на вкус, что ваш непоседа обязательно попытается сделать.

Особый интерес у детей вызывают животные и различные движущиеся предметы. Если вы попросите малыша, он с удовольствием покажет вам, как лает собачка, мяукает кошечка, или какой звук издает машина.

Игры тоже становятся всё более осмысленными: период беспорядочного бросания сменился периодом созидания. Первое творение — башня из двух, а может быть, даже из трех кубиков.

Возможно, вы уже увидели признаки «пробуждающегося самосознания». Непоседа хватает ложку во время еды, пытается снять носки сразу же после того, как вы их ему надели, переворачивает и мнет страницы своей любимой книги.

Все это – абсолютно нормальные шаги к независимости.

И хотя предоставлять ребенку самостоятельность рискованно, а иногда и утомительно (ведь он действует так неуклюже!), потом вам придется возиться с малышом гораздо больше, если вы сейчас будете ограничивать его инициативу.

Разрешите малышу почистить зубы зубной щеткой, подходящего размера. Покажите, как вы сами чистите зубы, и юный подражатель попытается сделать то же. Не ожидайте немедленного успеха — это наука, которая требует времени.

Разрешите ребенку самостоятельно вымыть руки. Пододвиньте стул, на котором сидит малыш, к раковине, пустите несильную струю теплой воды и покажите как дозировать жидкое мыло. Густая пена превращает мытье рук в развлечение.

Разрешите ребенку есть самостоятельно. Вероятно, вы уже давали ребенку в ручки что-то съедобное. Теперь можно разрешить ему эксперименты с ложкой. Лучше всего подходит для этого густая пища: предложите малышу его любимый йогурт, в который добавлена каша. Дайте ребенку пару детских ложек, и пусть он ест сам. Не удивляйтесь, если он попытается брать пищу руками. Будьте готовы к беспорядку!

Разрешите ребенку убирать свои игрушки. Если вы будете веселы, наводя порядок, малыш подумает, что это превосходная забава.

Пойте какую-нибудь «песенку для уборки» каждый раз, когда вы расставляете все по местам, и вскоре ребенок будет вам с удовольствием подпевать.

Похвалите его за успехи, выделите дополнительное время для самостоятельных занятий, подавите искушение ему помочь и… возьмите фотоаппарат, сделайте фото и видео, чтобы запечатлеть старания своего крохи.

В современном мире обучать ребенка новым навыкам могут не только родители, но и специально обученные педагоги. Существует множество школ развития детей от 1 года. В них малышей учат навыкам игры и взаимодействия с окружающим миром. Занятия проходят в форме игры и не отнимают много времени, но помогают ребенку лучше развиваться и изучать окружающее пространство.

Здоровье: что нужно знать

Один из ключевых вопросов, которые волнуют родителей годовалых малышей – это молочные зубы. Они растут, зачастую причиняют дискомфорт, требуют особого внимания и ухода. К году у ребенка должно быть 8 зубов – про четыре на верхней и нижней челюсти.

Но и отклонения в любую сторону в этом возрасте допустимы. Если у малыша прорезались только 2-4 зуба или, напротив, выросло больше 10 зубов –проконсультируйтесь с детским стоматологом.

В большинстве случаев это – вариант нормы и особенность развития ребенка, но наблюдение врача не помешает.

После года малыш научился жевать небольшие, не слишком твердые кусочки. Он все хочет кушать сам, пальчиками или ложкой. Поскольку ребенок уже разжевывает небольшие кусочки пищи, за столом он чувствует себя гораздо увереннее. Конечно, он хочет кушать то же, что и мама, но его потребности пока отличаются от ваших, и рацион должен быть другим.

Если вас что-то беспокоит в поведении или состоянии вашего малыша – не откладывайте визит к врачу. Консультируйтесь с педиатром по всем возникающим вопросам. Берегите здоровье вашего ребенка!

Большинство возникающих болезней можно предупредить или по меньшей мере снизить негативные последствия их развития, если вовремя обратиться к врачу.

Понравилась
статья?

Оцени ее на нашем канале
в Яндекс Дзен!

  • Врач акушер-гинеколог (ЮУГМУ, педиатрический факультет, специализация на кафедре акушерства и гинекологии)

Другие
статьи автора

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector