Сердечно легочная реанимация (СЛР) у детей: особенности проведения, массаж сердца, ИВЛ, возрастные нормы ЧСС, АД

Восстановление нормального функционирования системы кровообращения, сохранение воздухообмена в легких – первоочередная цель сердечно-легочной реанимации.

Вовремя проведенные мероприятия по реанимации позволяют избежать отмирания нейронов в головном мозге и миокарде до тех пор, пока не восстановится кровообращение, и дыхание не станет самостоятельным.

Остановка кровообращения у ребенка вследствие кардиальной причины происходит крайне редко.

Сердечно легочная реанимация (СЛР) у детей: особенности проведения, массаж сердца, ИВЛ, возрастные нормы ЧСС, АДСЛР у детей

Для грудных и новорожденных детей выделяют такие причины остановки сердца: удушение, СВДС – синдром внезапной детской смерти, когда вскрытие не может установить причину прекращения жизнедеятельности, пневмония, бронхоспазм, утопление, сепсис, неврологические заболевания. У детей после двенадцати месяцев смерть наступает чаще всего из-за различных травм, удушений из-за болезни или попадания инородного тела в дыхательные пути, ожогов, огнестрельных ранений, утопления.

Цель СЛР у детей

Медики разделяют маленьких пациентов на три группы. Алгоритм проведения реанимационных действий для них различен.

  1. Внезапная остановка кровообращения у ребенка. Клиническая смерть на протяжении всего периода проведения реанимационных действий. Три основных исхода:
  • СЛР завершилась положительным итогом. При этом невозможно предугадать, каким будет состояние пациента после перенесенной им клинической смерти, насколько восстановится функционирование организма. Происходит развитие так называемой постреанимационной болезни.
  • У пациента отсутствует возможность самопроизвольной ментальной активности, происходит отмирание клеток головного мозга.
  • Реанимация не приносит положительного результата, врачи констатируют смерть пациента.
  1. Неблагоприятен прогноз при проведении сердечно-легочной реанимации у детей с тяжелой травмой, в шоковом состоянии, осложнениями гнойно-септического характера.
  2. Реанимация пациента с онкологией, аномалиями развития внутренних органов, тяжелыми травмами по возможности тщательно планируется. Незамедлительно переходят к проведению реанимационных действий при отсутствии пульса, дыхания. Первоначально необходимо понять, находится ли ребенок в сознании. Сделать это можно с помощью крика или легкого встряхивания, при этом исключаются резкие движения головы пациента.

Сердечно легочная реанимация (СЛР) у детей: особенности проведения, массаж сердца, ИВЛ, возрастные нормы ЧСС, АДПоказания к реанимации — внезапная остановка кровообращения

Первичная реанимация

СЛР у ребенка включает три стадии, которые еще называют АВС – Air, Breath, Circulation:

  • Air way open. Требуется освобождение дыхательного прохода. Рвота, западание языка, инородное тело может являться препятствие при дыхании.
  • Breath for victim. Проведение мероприятий по искусственному дыханию.
  • Circulation his blood. Закрытый массаж сердца.

Когда проводиться сердечно-легочная реанимация новорожденного ребенка, первые два пункта наиболее важны. Первичная остановка сердца у маленьких пациентов встречается нечасто.

Обеспечение проходимости дыхательных путей у ребенка

Самым важным в процессе СЛР у детей считается первый этап. Алгоритм действий следующий.

Пациента кладут на спину, шея, голова и грудь при этом находятся в одной плоскости. Если травма черепа отсутствует, необходимо запрокинуть голову.

Если у пострадавшего травмирована голова или верхний шейный отдел, необходимо выдвинуть вперед нижнюю челюсть. При потере крови рекомендуется приподнять ноги.

Нарушение свободного тока воздуха по дыхательным путям у грудного ребенка может усилиться при чрезмерном перегибании шеи.

Причиной неэффективности мероприятий по легочной вентиляции может стать неправильное положение головы ребенка относительно туловища.

При наличии в ротовой полости инородных предметов, затрудняющих дыхание, их необходимо извлечь. Если возможно, осуществляется интубация трахеи, вводится воздуховод. При невозможности интубировать пациента производиться дыхание “рот в рот” и “рот в нос и в рот”.

Сердечно легочная реанимация (СЛР) у детей: особенности проведения, массаж сердца, ИВЛ, возрастные нормы ЧСС, АДАлгоритм действий при вентиляции легких «рот в рот»

Решение проблемы запрокидывания головы пациента относится к первоочередным задачам СЛР.

Обструкция дыхательных путей приводит к остановке сердца пациента. Это явление вызывает аллергия, воспалительные инфекционные заболевания, инородные предметы в ротовой полости, горле или трахее, рвотные массы, кровяные сгустки, слизь, запавший язык ребенка.

Алгоритм действий при ИВЛ

Оптимальным при осуществлении искусственной вентиляции легких будет применение воздуховода или лицевой маски. При отсутствии возможности использовать данные способы, альтернативный вариант действий – активное задувание воздуха в нос и рот пациента.

Чтобы желудок не растянулся, необходимо следить, чтобы не было экскурсии брюшины. Только объем груди должен снижаться в перерывах между выдохом и вдохом при проведении мероприятий по восстановлению дыхания.

Сердечно легочная реанимация (СЛР) у детей: особенности проведения, массаж сердца, ИВЛ, возрастные нормы ЧСС, АДПрименение воздуховода

При осуществлении процедуры искусственной вентиляции легких проводят следующие действия. Пациента укладывают на твердую ровную поверхность. Голову слегка запрокидывают. Наблюдают за дыханием ребенка в течение пяти секунд. При отсутствии дыхания делают два вдоха продолжительностью полторы – две секунды. После этого выдерживают несколько секунд для выхода воздуха.

При реанимации ребенка вдыхать воздух следует весьма аккуратно. Неосторожные действия способны спровоцировать разрыв тканей легких. Сердечно-легочная реанимация новорожденного и грудного ребенка осуществляется с использованием щек для вдувания воздуха. После второго вдоха воздуха и выхода его из легких прощупывают сердцебиение.

Воздух в легкие ребенка вдувают восемь – двенадцать раз за минуту с интервалом в пять – шесть секунд при условии того, что сердце функционирует. Если сердцебиение не установлено, переходят к непрямому массажу сердца, иным действиям по спасению жизни.

Необходимо тщательно проверить наличие посторонних предметов в ротовой полости и верхнем отделе дыхательных путей. Такого рода препятствия помешает попасть воздуху легкие.

Последовательность действий следующая:

  • пострадавшего укладывают на согнутую в локте руку, туловище малыша находится выше уровня головы, которую придерживают двумя руками за нижнюю челюсть.
  • после того, как пациент уложен в правильном положении, осуществляется пять аккуратных ударов между лопатками пациента. Удары должны иметь направленное действие от лопаток к голове.

Если ребенка невозможно уложить в правильное положение на предплечье, то в качестве опоры используется бедро и согнутая в колене нога человека, занимающегося реанимацией ребенка.

Закрытый массаж сердца и компрессия грудной клетки

Закрытый массаж сердечной мышцы используется для нормализации гемодинамики. Не проводится без применения ИВЛ. За счет увеличения внутригрудного давления происходит выброс крови из легких в кровеносную систему. Максимальное давление воздуха в легких ребенка приходится на нижнюю треть грудной клетки.

Первая компрессия должна быть пробной, она проводится для определения эластичности и резистентности грудной клетки. Грудная клетка продавливается при массаже сердца на 1/3 часть ее размера. Компрессия грудной клетки проводится по-своему для разных возрастных групп пациентов. Она осуществляется за счет давления на основание ладоней.

Сердечно легочная реанимация (СЛР) у детей: особенности проведения, массаж сердца, ИВЛ, возрастные нормы ЧСС, АДЗакрытый массаж сердца

Особенности сердечно легочной реанимации у детей

Особенности сердечно легочной реанимации у детей заключаются в том, что использовать для проведения компрессии необходимо пальцы рук либо одну ладонь ввиду маленького размера пациентов и хрупкого телосложения.

  • Младенцам надавливают на грудную клетку только большими пальцами рук.
  • Детям от 12 месяцев до восьми лет массаж выполняется одной рукой.
  • Пациентам старше восьми лет на грудь кладут обе ладони. как и взрослым, но соизмеряют силу давления с размером тела. Локти рук при проведении массажа сердца остаются в выпрямленном состоянии.

Есть некоторые различия в СЛР кардиальной по природе у пациентов старше 18 лет и возникшей в результате удушения у детей сердечно-легочной недостаточности, поэтому реаниматологам рекомендуется использовать специальный педиатрический алгоритм.

Соотношение компрессия – вентиляция

Если в реанимационных действиях участвует только один врач, он должен производить два вдувания воздуха в легкие пациента на каждые тридцать компрессий.

Если одновременно работает двое реаниматологов – компрессия 15 раз на каждые 2 вдувания воздуха. При использовании для ИВЛ специальной трубки проводят безостановочный массаж сердца.

Частота вентиляции при этом составляет от восьми до двенадцати ударов в минуту.

Удар в сердце или прекардиальный удар у детей не применяется – может серьезно пострадать грудная клетка.

Частота компрессий составляет от ста до ста двадцати ударов в минуту. Если массаж проводится ребенку младше 1 месяца, то начинать следует с шестидесяти ударов в минуту.

Сердечно легочная реанимация (СЛР) у детей: особенности проведения, массаж сердца, ИВЛ, возрастные нормы ЧСС, АДПомните, что жизнь ребенка в ваших руках

Реанимационные действия нельзя прекращать на срок дольше пяти секунд. Через 60 секунд после начала реанимации врач должен проверить пульс пациента. После этого сердцебиение проверяется каждые две – три минуты в момент прекращения массажа на 5 секунд.

Состояние зрачков реанимируемого указывает на его состояние. Появление реакции на свет указывает на то, что мозг восстанавливается. Стойкое расширение зрачков – неблагоприятный симптом.

При необходимости интубировать пациента нельзя прекращать реанимационные мероприятия более чем на 30 секунд.

Сердечно-легочная реанимация — когда, как и что нужно делать

При внезапной остановке сердца и прекращении дыхания нарушается жизнедеятельность организма, развивается состояние клинической смерти. Этот терминальный период составляет 3-5 минут, но он обратим при своевременном выявлении.

Экстренная помощь и начало реанимационных мероприятий позволяют восстановить дыхание, кровообращение, сердцебиение и оксигенацию организма. Соблюдение порядка проведения сердечно-легочной реанимации (СЛР) значительно увеличивает шансы спасения каждого пациента.

Во внебольничных условиях при оказании помощи решающее значение имеет скорость начала действий после наступления клинической смерти.

Первая помощь заключается в проверке сознания, дыхания, вызове экстренных служб, выполнения сердечно-легочной реанимации, состоящей из непрямого массажа и искусственной вентиляции легких.

Сердечно легочная реанимация (СЛР) у детей: особенности проведения, массаж сердца, ИВЛ, возрастные нормы ЧСС, АДРеанимационные мероприятия проводят после констатации состояния клинической смерти, основные признаки которой: отсутствующее дыхание и сердцебиение, бессознательное состояние, расширение зрачков, отсутствие реакции на внешние раздражители. Для достоверного определения тяжести обстановки необходимо определить такие показатели пострадавшего:

  • проверить пульс на сонных артериях шеи под челюстным углом — при снижении давления менее 60-50 мм рт. ст. пульс на лучевой артерии внутренней поверхности кисти не определяется;
  • осмотреть грудную клетку, проверить наличие самостоятельных дыхательных движений;
  • приблизиться к лицу пострадавшего для проверки дыхания, определения вдоха и выдоха (оценка движения воздуха);
  • обратить внимание на цвет кожи — синюшность и резкая бледность появляется при прекращении дыхания;
  • проверить сознание — отсутствие реакции на раздражители свидетельствует о коме.
Читайте также:  Заложены уши при простуде: первая помощь, что делать в домашних условиях, симптомы, лечение детей

Сердечно-легочную реанимацию по новым стандартам проводят лишь в двух случаях. Приступать к выполнению комплекса СЛР следует только после определения пульса и дыхания.

При отчетливом определении пульса на протяжении 10-15 сек и нарушенном атональном дыхании с эпизодами судорожных вздохов требуется искусственное дыхание. Для этого на протяжении минуты необходимо совершать 10-12 вдохов «рот в рот» или «рот в нос». Ожидая скорую помощь, нужно измерять пульс каждую минуту, при его отсутствии показана СЛР.

При несостоятельности самостоятельного дыхания и пульса показан комплекс реанимационных мероприятий строго по алгоритму.

Проверка сознания осуществляется по такому принципу:

  1. Громко обратитесь к пострадавшему. Спросите, что случилось, как он себя чувствует.
  2. Сердечно легочная реанимация (СЛР) у детей: особенности проведения, массаж сердца, ИВЛ, возрастные нормы ЧСС, АДЕсли ответа не последовало, задействуйте болевые раздражители. Ущипните за верхний край трапециевидной мышцы или надавите на основание носа.
  3. Если реакция не последовала (речь, подергивания, попытки защититься рукой) – сознание отсутствует, можно переходить к следующему этапу.

Проверка дыхания:

  1. Запрокиньте голову назад (держа ее за затылок и подбородок) и отройте рот. Осмотрите его на предмет инородных тел. Если они там есть – удалите их.
  2. Наклонитесь к лицу и в течение 10 сек. проверяйте дыхание. Вы должны ощутить его щекой, услышать и увидеть движения грудной клетки. В норме достаточно определить 2-3 вдоха.
  3. Если дыхания нет или ощущается только 1 вдох (что можно считать его отсутствием), можно предполагать прекращение жизненно важной функции.

В подобном случае необходимо вызвать скорую помощь и начать выполнять реанимационные мероприятия при остановке сердца и дыхания.

Этапы сердечно-легочной реанимации по новым стандартам

Крайне важно соблюдать правильный порядок проведения реанимационных мероприятий. Согласно последним медицинским протоколам, для спасения пострадавшего необходимо придерживаться алгоритма «АВС»:

  • А — обеспечить проходимость дыхательных путей для оксигенации, устранить перекрытие просвета глотки и трахеи;
  • В — выполнить дыхание методом «рот в рот» или «рот в нос»;
  • С — восстановить кровообращение методом непрямого массажа.

Техника и порядок проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких

  1. Важно соблюдать безопасность, перед началом СЛР необходимо уложить человека на жесткую, устойчивую и твердую поверхность или на пол.
  2. После этого наклонить голову набок, приоткрыть рот и убедиться, что просвет дыхательных путей не перекрыт. При обнаружении непроходимости — очистить дыхательные пути подручными средствами (платком или салфеткой).

  3. Для эффективного искусственного дыхания произвести прием Сафара — запрокинуть голову назад, выдвинуть челюсть вперед и кверху, приоткрыть рот одним движением.
  4. При признаках перелома позвоночника в области шеи только выдвинуть челюсть.
  5. Комплекс реанимации начинается с 30 компрессионных сжатий грудины, которые выполняет один человек ритмично без перерывов.

  6. Для этого необходимо поместить правую руку с упором ладони на нижнюю часть грудины по центру, поверх правой руки приложить левую и сплести пальцы.
  7. Сердечно легочная реанимация (СЛР) у детей: особенности проведения, массаж сердца, ИВЛ, возрастные нормы ЧСС, АДДля выполнения массажа сердца руки должны быть прямыми, не согнутыми в локтевых суставах.
  8. Выполняют 100-120 нажатий в минуту с ритмичной компрессией грудины на 5-6 см вглубь, до полного расширения грудной клетки после сжатия.
  9. После 30 компрессионных сжатий совершают 2 выдоха в полость рта или носа пострадавшего на протяжении 1 секунды.
  10. При проведении дыхания методом «рот в рот» необходимо сжать ноздри пальцами перед совершением выдоха.
  11. Во время двух выдохов следует смотреть на грудную клетку: расправление и поднятие свидетельствуют о правильном выполнении.
  12. Если грудная клетка не поднимается и не опускается, необходимо проверить, проходимы ли дыхательные пути, возможно понадобится повторить прием Сафара.
  13. При СЛР нужно обязательно проверять пульс каждые 2 минуты. Реанимируют без остановок до 30- 40 минут.

Критерии эффективности мероприятий

При своевременном начале помощи повышается шанс на спасение человека. Для этого важно четко соблюдать правила проведения сердечно-легочной реанимации. Об эффективном выполнении комплекса СЛР свидетельствует:

  • появление пульса на сонных артериях — дабы убедиться, что пульс сохраняется, массаж сердца можно прекратить на 3-5 секунд;
  • возвращение реакции зрачков на световой раздражитель — сужение свидетельствует об обогащении оксигенированной кровью головного мозга;
  • появление самостоятельного дыхания с полноценным устойчивым вдохом и выдохом, без эпизодов судорожных вдохов с последующим прекращением (апноэ);
  • исчезновение синюшности кожи лица, губ, кистей;

После восстановления сердцебиения и дыхания реанимационный комплекс прекращают выполнять, однако пострадавший должен находиться в поле зрения реаниматора до приезда врача

Частые ошибки в оказании помощи

Следует помнить, что неправильно оказанная доврачебная помощь нередко наносит больше вреда, чем ее отсутствие. Следующие ошибочные рекомендации и мифы часто встречаются в интернете (правило четырех «НЕ») :

  1. Не проверяйте дыхание с помощью зеркальца или перышка — вы тратите время на его поиск, вам может помешать влажность на улице, а при использовании перышка ветер может помешать достоверности результата. В такой ситуации вы ошибочно посчитаете мертвого человека живым.
  2. Сердечно легочная реанимация (СЛР) у детей: особенности проведения, массаж сердца, ИВЛ, возрастные нормы ЧСС, АДНе проверяйте зрачковый рефлекс – это нужно уметь делать правильно и никак не с помощью обычного фонарика. Если человек жив, слишком яркий свет при отдельных заболеваниях может повредить сетчатку. Наконец, существуют неврологические нарушения, при которых этот рефлекс не будет работать у особы с сохраненными витальными функциями.
  3. Не стоит делать прекардиальный удар. Для этого нужна соответствующая практика, к тому же такой способ не доказан с точки зрения эффективности, а в некоторых случаях может принести еще больший вред.
  4. Не делайте ИВЛ без защиты (без пленки-клапана) незнакомых людям – высокий риск передачи инфекции. Если во время проведения искусственной вентиляции грудная клетка не подымается, стоит предположить, что воздух проходит в желудок, или же дыхательные пути закупорены. В первом случае ограничьтесь НМС, во втором – очистите рот или примените прием Геймлиха.

Неотложная помощь медицинской бригады: какой алгоритм действий?

Для оказания неотложной помощи при внезапной остановке сердца на выезд приезжает специальная кардиологическая бригада, чья задача – проведение расширенных реанимационных мероприятий и немедленная доставка пациента в больницу. Она работает по протоколу, включающему такую последовательность действий:

  1. Проверка жизненных показателей и постановка диагноза. Для этого применяют более широкий арсенал оборудования, в том числе электрокардиограф. Необходимо исключить другие причины клинической смерти, такие как кровотечение или блокада.
  2. Сердечно легочная реанимация (СЛР) у детей: особенности проведения, массаж сердца, ИВЛ, возрастные нормы ЧСС, АДВозобновление проводимости верхних дыхательных путей. Для максимально эффективного обеспечения кислорода делают их интубацию.
  3. Реанимационные мероприятия проводят по тому же алгоритму, что указан выше, но для ИВЛ используют дыхательные маски, мешок Амбу или аппарат искусственной вентиляции.
  4. При наличии мерцательной тахикардии или фибрилляции желудочков на ЭКГ поднимают вопрос о применении дефибрилляции.
  5. Производят медикаментозную поддержку путем внутривенного или внутрисердечного введения таких препаратов как «Адреналин» (1 мл 0,1% в 19 мл раствора NaCl 0,9%) и «Кордарон» (при наличии аритмий, 300 мг в/в).

Выводы

Жизнь пациента с остановкой сердца во многом зависит от тех действий, которые будут предпринимать окружающие. Своевременно и качественно оказанная домедицинская помощь значительно повышает шансы на выживание и дальнейшее восстановление высшей нервной деятельности.

Принципы догоспитальной реанимации очень просты, их может сделать практически каждый человек. Врачебную помощь оказывают с использованием большего арсенала средств и препаратов.

Для подготовки материала использовались следующие источники информации.

Сердечно-легочная реанимация у детей: особенности и алгоритм действий

Сердечно легочная реанимация (СЛР) у детей: особенности проведения, массаж сердца, ИВЛ, возрастные нормы ЧСС, АД

Алгоритм проведения сердечно-легочной реанимации у детей: подготовка и ИВЛ

При подготовке к сердечно-легочной реанимации у детей проверяют наличие сознания, самостоятельного дыхания, пульса на сонной артерии. Также подготовительный этап включает выявление наличия травм шеи и черепа.

  • Следующий этап алгоритма сердечно-легочной реанимации у детей – проверка проходимости дыхательных путей.
  • Для этого ребенку открывают рот, очищают верхние дыхательные пути от инородных тел, слизи, рвотных масс, запрокидывают голову, приподнимают подбородок.
  • При подозрении на травму шейного отдела позвоночника перед началом помощи фиксируют шейный отдел позвоночника.
  • При проведении сердечно-легочной реанимации детям выполняют искусственную вентиляцию легких (ИВЛ).

Сердечно легочная реанимация (СЛР) у детей: особенности проведения, массаж сердца, ИВЛ, возрастные нормы ЧСС, АДУ детей до года. Ртом обхватывают рот и нос ребенка и плотно прижимают губы к коже его лица. Медленно, в течение 1-1,5 секунд равномерно вдыхают воздух до видимого расширения грудной клетки. Особенность сердечно-легочной реанимации у детей в этом возрасте заключается в том, что дыхательный объем не должен быть больше объема щек.

У детей старше года. Ребенку зажимают нос, обхватывают губами его губы, одновременно запрокидывая ему голову и приподнимая подбородок. Медленно выдыхают воздух в рот больного.

При повреждении ротовой полости ИВЛ проводят методом «рот в нос».

Частота дыхания: до года: 40-36 в минуту, от 1 до 7 лет 36-24 в минуту, старше 8 лет 24-20 в минуту (нормальные частота дыхания и показатели АД в зависимости от возраста представлены в таблице).

Читайте также:  Первая помощь при кровотечениях: виды, артериальное, венозное, смешанное, внутреннее, первая помощь, алгоритм действий

Возрастные нормы частоты пульса, АД, частоты дыхательных движений у детей

Возраст Показатель
Частота пульса, в минуту АД (систолическое), мм рт. ст. Частота дыхательных движений, в минуту
Новорожденный 130-140 70/35 40-60
9-13 дней 120-130 70/40 40-45
1 месяц 120-130 75/40 40-45
2 месяца 120-130 75/40 40-45
3-5 месяцев 120-130 85/50 35^40
6-11 месяцев 120-125 94/55 30-35
1 год 120-125 96/58 30-35
2 года 110-115 96/58 25-30
3 года 105-110 96/58 25-30
4 года 100-105 96/58 25
5 года 98-100 98/60 25
6 лет 90-95 98/60 25
7 лет 85-90 100/65 24
8 лет 80-85 100/65 22-24
9-10 лет 78-80 105/70 20-22
11-12 лет 75-82 110/70 18-20
13-14 лет 72-80 120/70 16-18

Сердечно-легочная реанимация у детей: массаж сердца и введение медикаментов

Далее, следуя правильному алгоритму действий при сердечно-легочной реанимации у детей, выполняется наружный (непрямой) массаж сердца.

Ребенка укладывают на спину. Детям до 1 года надавливают на грудину 1—2 пальцами. Большие пальцы рук располагают на передней поверхности грудной клетки малыша так, чтобы их концы сходились на точке, расположенной на 1 см ниже линии, мысленно проведенной через левый сосок. Остальные пальцы должны находиться под спиной ребенка.

Детям старше 1 года массаж сердца проводят основанием одной кисти или обеими кистями (в более старшем возрасте), стоя сбоку.

Подкожные, внутрикожные и внутримышечные инъекции малышам делают так же, как и взрослым. Но этот путь введения медикаментов не очень эффективен — действовать они начинают минут через 10-20, а такого времени иногда просто нет.

Дело в том, что любое заболевание у детей развивается молниеносно. Самое простое и безопасное — поставить больному крохе микроклизму; лекарственное средство разводят теплым (37-40 °С) 0,9%-ным раствором натрия хлорида (3,0-5,0 мл) с добавлением 70% этилового спирта (0,5-1,0 мл).

Через прямую кишку вводят 1,0-10,0 мл препарата.

Особенности проведения сердечно-легочной реанимации у детей заключаются в дозировке используемых лекарственных препаратов.

Сердечно легочная реанимация (СЛР) у детей: особенности проведения, массаж сердца, ИВЛ, возрастные нормы ЧСС, АДАдреналин (эпинефрин): 0,1 мл/кг или 0,01 мг/кг. 1,0 мл препарата разводят в 10,0 мл 0,9%-ного раствора натрия хлорида; в 1 мл этого раствора содержится 0,1 мг препарата. При невозможности сделать быстрый расчет по весу больного адреналин применяют по 1 мл на год жизни в разведении (0,1% — 0,1 мл/год чистого адреналина).

Атропин: 0,01 мг/кг (0,1 мл/кг). 1,0мл 0,1%-ного атропина разводят в 10,0 мл 0,9%-ного раствора натрия хлорида, при этом разведении можно вводить препарат по 1 мл на год жизни. Введение можно повторять каждые 3-5 минуты до достижения общей дозы 0,04 мг/кг.

  1. Лидокаин: 10%-ный раствор— 1 мг/кг.
  2. Натрия гидрокарбонат: 4% -ный раствор — 2 мл/кг.
  3. Раствор натрия хлорида: 0,9%-ный раствор — 20 мл/кг.

Статья прочитана 18 176 раз(a).

Сердечно легочная реанимация у детей

Сердечно легочная реанимация (СЛР) у детей: особенности проведения, массаж сердца, ИВЛ, возрастные нормы ЧСС, АДОсвоение сердечно-легочной реанимации у детей крайне необходимо для каждого медицинского работника, так как от правильно оказанной помощи порой зависит жизнь ребенка. 

Для этого нужно уметь диагностировать терминальные состояния, знать методику проведения реанимации, выполнение всех необходимых манипуляций в строгой последовательности вплоть до автоматизма.Методы оказания помощи при терминальных состояниях  постоянно совершенствуются.

В 2010 году  на международной ассоциации AHA (American Heart Association), после долгих обсуждений  были выданы новые правила  проведения сердечно-легочной реанимации.

Изменения в первую очередь коснулись последовательности проведения реанимации. Вместо ранее проводимого АВС (airway, breathing, compressions) теперь рекомендуют CAB (массаж сердца, проходимость дыхательных путей, искусственное дыхание).Новые рекомендации выданы в основном для взрослых  и поэтому нуждаются в некоторой коррекции для детского организма.

  • Теперь рассмотрим неотложные мероприятия при наступлении клинической смерти.
  • Диагностировать клиническую смерть можно по следующим признакам:отсутствует дыхание, отсутствует кровообращение (не определяется пульс на сонной артерии), отмечается расширение зрачков (нет их реакции на свет), сознание не определяется, рефлексы отсутствуют.
  • Если диагностирована клиническая смерть нужно:
  • Зафиксировать время, когда наступила клиническая смерть и время начала проведения реанимации;
  • Подать тревогу, позвать на помощь реанимационную бригаду (один человек не в состоянии оказать реанимацию качественно);
  •  Оживление нужно начинать немедленно, не тратя время на аускультацию, измерение артериального давления и выяснения причин терминального состояния.

Последовательность сердечно-легочной реанимации:

1. Начинается реанимация непрямым массажем сердца не зависимо от возраста. Особенно это касается, если проводит реанимацию один человек. Сразу рекомендуют 30 компрессий подряд до начала искусственной вентиляции.

Если реанимацию проводят люди без специальной подготовки, то делается только массаж сердца без попыток искусственного дыхания. Если реанимацию проводит команда реаниматологов, то закрытый массаж сердца делается одновременно с искусственным дыханием, избегая пауз (без остановок).

Сжатия грудной клетки должны быть быстрыми и жесткими, у детей до года на 2 см, 1-7 лет на  3 см, старше 10 лет на 4 см,  у взрослых на 5 см. Частота сжатий у взрослых и детей до 100 раз в минуту.

У младенцев до одного года массаж сердца проводится двумя пальцами (указательным и безымянным), с 1-го года до 8-ми лет одной ладонью, старшим детям двумя ладонями. Место компрессии — нижняя треть грудины.

2. Восстановление проходимости дыхательных путей (airways).

Необходимо очистить дыхательные пути от слизи, выдвинуть нижнюю челюсть вперед и вверх, незначительно запрокинуть голову назад (при травме шейного отдела это делать противопоказано), под шею кладут валик.

3. Восстановление дыхания (breathing).

На догоспитальном этапе проводится ИВЛ  методом “изо рта в рот и нос” — у детей до 1-го года, “изо рта в рот” — у детей старше 1 года.

Соотношение частоты дыхания к частоте толчков:

  • Если проводит реанимацию один спасатель, то соотношение 2:30;
  • Если проводят реанимацию несколько спасателей, то вдох делают каждые 6-8 секунд, не прерывая массаж сердца.

Существенно облегчает ИВЛ введение воздуховода или ларенгиальной маски.

На этапе врачебной помощи для ИВЛ используют ручной дыхательный аппарат (мешок Ambu) или  наркозный аппарат.

Интубация трахеи должна быть с плавным переходом, дышим маской, а потом интубируем. Интубация  проводится через рот (оротрахеальной способ), или через нос (назотрахеальный способ). Какому способу дать предпочтение зависит от заболевания и повреждений лицевого черепа.

4. Введение медикаментов.

  1. Медикаменты вводятся на фоне продолжающихся закрытого массажа сердца и ИВЛ.
  2. Путь введения желательно — внутривенный, при невозможности — эндотрахеальный или внутрикостный.
  3. При эндотрахеальном введении доза препарата увеличивается в 2-3 раза, разводится препарат на физиологическом растворе до 5-ти мл и вводится в интубационную трубку через тонкий катетер. 

Внутрикостно иглу  вводят в большеберцовую кость в ее переднюю поверхность. Может использоваться игла для спинальной пункции с мандреном или костномозговая игла.

Внутрисердечное введения у детей сейчас не рекомендуют, из за возможных  осложнений (гемиперикард, пневмоторакс).

При клинической смерти используют такие лекарственные средства:

  • Адреналина гидротартат 0,1% р-р в дозе 0,01мл/кг (0,01 мг/кг). Препарат можно вводить каждые 3 минуты. На практике разводят 1 мл адреналина физиологическим раствором9 мл (получается общий объем 10 мл). Из получившего разведения вводят 0,1 мл/кг.  Если отсутствует эффект после двукратного введения дозу увеличивают в десять раз(0,1 мг/кг).
  • Раньше вводили 0,1% р-р атропина сульфата 0,01 мл/кг (0,01 мг/кг). Теперь его не рекомендуют при асистолии и электромех. диссоциации в связи с отсутствием терапевтического эффекта.
  • Введение гидрокарбоната натрия раньше было обязательным, в настоящее время только по показаниям (при гиперкалиемии или тяжелом  метаболическом ацидозе).Доза препарата 1 ммоль/кг массы.
  • Препараты кальция не рекомендуются. Назначаются  только, когда  остановка сердца вызвана передозировкой антагонистами кальция,  при гипокальциемии или гиперкалиемии. Доза CaCl2 — 20 мг/кг

5. Дефибрилляция.

Хочется отметить, что у взрослых дефибрилляция относится к первоочередным мероприятиям и должна начинаться  одновременно с закрытым массажем сердца.

У детей фибрилляция желудочков встречается около  15% от всех случаев остановок кровообращения и поэтому применяется реже. Но если фибрилляция диагностирована, то ее надо проводить как можно быстрее.

Различают механическую, медикаментозную, электрическую дефибриляции.

  • К механической дефибриляции относится прекардиальный удар  (удар кулаком по грудине). Сейчас в педиатрической практике не используется.
  • Медикаментозная дефибриляция заключается в применении антиаритмичных препаратов – верапамила 0,1-0,3 мг/кг (не более 5 мг однократно), лидокаина (в дозе 1 мг/кг).
  • Электрическая дефибриляция является самым эффективным методом и важнейшим компонентом сердечно-легочной реанимации.Рекомендуется проводить электрическую дефибриляцию сердца из трех разрядов(2Дж/кг – 4 Дж/кг – 4 Дж/кг). Если нет эффекта, то на фоне продолжающихся реанимационных мероприятий можно проводить вторую серию разрядов снова начиная с 2Дж/кг.Во время проведения дефибриляции нужно отключить ребенка от диагностической аппаратуры и респиратора. Электроды размещают — один справа от грудины ниже ключицы, другой левее и ниже левого соска. Обязательно между кожей и электродами должен быть солевой раствор или крем.

Реанимацию прекращают только после появления признаков биологической смерти.

Сердечно-легочную реанимацию не начинают если:

  • После остановки сердца прошло более 25 минут;
  • У больного терминальная стадия неизлечимой болезни;
  • Больной  получил полный  комплекс интенсивного лечения, и на этом фоне произошла остановка сердца;
  • Констатирована биологическая смерть.
Читайте также:  Первая помощь при остановке дыхания: доврачебная, неотложная, СЛР, детям, что делать, алгоритм действий

В заключение хочется отметить, что проведение сердечно-легочной реанимации должно проходить под контролем  электрокардиографии. Она является классическим методом диагностики при таких состояниях.

На ленте электрокардиографа или мониторе могут наблюдаться единичные сердечные комплексы, крупно или мелковолновая фибрилляция или изолиния.

Бывает, регистрируется нормальная электрическая активность сердца при отсутствии сердечного выброса. Такой вид остановки кровообращения называется  электромеханическая диссоциация (бывает при тампонаде сердца, напряженном пневмотораксе, кардиогенном шоке и др.).

В соответствии с данными электрокардиографии можно более точно оказывать необходимую помощь.

 Михаил Любко

Первичная сердечно-легочная реанимация у детей

При
развитии терминальных состояний
своевременное и правильное проведение
первичной сердечно-легочной реанимации
позволяет в части случаев спасти жизнь
детей и вернуть пострадавших к нормальной
жизнедеятельности.

Овладение элементами
экстренной диагностики терминальных
состояний, твердое знание методики
первичной сердечно-легочной реанимации,
предельно четкое, «автоматическое»
выполнение всех манипуляций в нужном
ритме и строгой последовательности
являются непременным условием успеха.

Методы
сердечно-легочной реанимации
совершенствуются постоянно. В настоящем
издании представлены правила
сердечно-легочной реанимации у детей,
основанные на последних рекомендациях
отечественных ученых (Цыбулькин Э.К.,
2000; Малышев В.Д. и соавт., 2000) и Комитета
по неотложной помощи американской
ассоциации кардиологов, опубликованных
в JAMA(1992).

Клиническая
диагностика

Основные
признаки клинической смерти:

  • отсутствие дыхания, сердцебиения и сознания;
  • исчезновение пульса на сонной и других артериях;
  • бледный или серо-землистый цвет кожи;
  • зрачки широкие, без реакции их на свет.

Неотложные
мероприятия при клинической смерти:

  • оживление ребенка с признаками остановки кровообращения и дыхания надо начинать немедленно, с первых секунд констатации этого состояния, предельно быстро и энергично, в строгой последовательности, не теряя времени на выяснение причин его наступления, аускультацию и измерение АД;
  • зафиксировать время наступления клинической смерти и момент начала реанимационных мероприятий;
  • подать сигнал тревоги, вызвать помощников и реанимационную бригаду;
  • по возможности выяснить, сколько минут прошло с предполагаемого момента развития клинической смерти.

Если
точно известно, что этот срок более 10
мин., либо у пострадавшего отмечаются
ранние признаки биологической смерти
(симптомы «кошачьего глаза» — после
надавливания на глазное яблоко зрачок
принимает и сохраняет веретенообразную
горизонтальную форму и «тающей льдинки»
— помутнение зрачка), то необходимость
проведения сердечно-легочной реанимации
сомнительна.

Реанимация
будет эффективна только тогда, когда
она правильно организована и мероприятия,
поддерживающие жизнь, выполняются в
классической последовательности.
Основные положения первичной
сердечно-легочной реанимации предложены
американской ассоциацией кардиологов
в виде «Правил АВС» по Р. Safar:

  • Первый шаг A(Airways) — восстановление проходимости дыхательных путей.
  • Второй шаг В (Breath) — восстановление дыхания.
  • Третий шаг С (Circulation) — восстановление кровообращения.

Последовательность
реанимационных мероприятий:

A
(
Airways)— восстановление проходимости дыхательных
путей:

1.
Уложить больного на спину на твердую
поверхность (стол, пол, асфальт).

2.
Очистить механически ротовую полость
и глотку от слизи и рвотных масс.

3.
Слегка запрокинуть голову, выпрямляя
дыхательные пути (противопоказано при
подозрении на травму шейного отдела),
под шею положить мягкий валик, сделанный
из полотенца или простыни.

Перелом
шейных позвонков должен быть заподозрен
у пациентов с травмой головы или другими
повреждениями выше ключиц, сопровождающимися
потерей сознания, или у больных,
позвоночник которых подвергся неожиданным
перегрузкам, связанным с нырянием,
падением или автомобильной катастрофой.

4.
Выдвинуть нижнюю челюсть вперед и вверх
(подбородок должен занимать самое
возвышенное положение), что предупреждает
прилегание языка к задней стенке глотки
и облегчает доступ воздуха.

В
(
Breath)— восстановление дыхания:

Начать
ИВЛ экспираторными методами «изо рта
в рот» — у детей старше 1 года, «изо рта
в нос» — у детей до 1 года (рис. 1).

Методика
ИВЛ.

При дыхании «изо рта в рот и
нос» необходимо левой рукой, положенной
под шею больного, подтянуть его голову
и затем после предварительного глубокого
вдоха плотно обхватить губами нос и рот
ребенка (не зажимая его) и с некоторым
усилием вдувать воздух (начальную часть
своего дыхательного объема) (рис. 1). В
гигиенических целях предварительно
лицо больного (рот, нос) можно покрыть
марлевой салфеткой или носовым платком.
Как только грудная клетка приподнимается,
вдувание воздуха прекращают. После
этого отвести рот от лица ребенка, дав
ему возможность пассивно выдохнуть.
Соотношение продолжительности вдоха
и выдоха 1:2. Процедуру повторяют с
частотой, равной возрастной частоте
дыхания реанимируемого: у детей первых
лет жизни — 20 в 1 мин, у подростков — 15
в 1 мин

Рис.
1.

Рис.
2.

При
дыхании «изо рта в рот» реаниматор
обхватывает губами рот больного, а его
нос зажимает правой рукой. В остальном
техника выполнения та же (рис. 1). При
обоих способах имеется опасность
частичного попадания вдуваемого воздуха
в желудок, его раздутия, регургитации
желудочного содержимого в ротоглотку
и аспирации.

Введение
8-образного воздуховода или прилегающей
ротоносовой маски существенно облегчает
проведение ИВЛ. К ним подключают ручные
дыхательные аппараты (мешок Ambu).

При использовании ручных дыхательных
аппаратов реаниматор левой рукой плотно
прижимает маску: носовую часть большим,
а подбородочную — указательным пальцами,
одновременно (остальными пальцами)
подтягивая подбородок больного кверху
и кзади, чем достигается закрытие рта
под маской.

Правой рукой сдавливается
мешок до появления экскурсии грудной
клетки. Это служит сигналом необходимости
прекращения давления для обеспечения
выдоха.

С
(
Circulation)— восстановление кровообращения:

После
того, как проведены первые 3 — 4 инсуффляции
воздуха, при отсутствии пульса на сонной
или бедренной артериях, реаниматор
наряду с продолжением ИВЛ должен
приступить к непрямому массажу сердца.

Методика
непрямого массажа сердца (рис. 2, таблица
1). Больной лежит на спине, на жесткой
поверхности.

Реанимирующий, выбрав
соответствующее возрасту ребенка
положение рук, проводит ритмичные
надавливания с возрастной частотой на
грудную клетку, соразмеряя силу нажима
с упругостью грудной клетки.

Массаж
сердца проводится до полного восстановления
сердечного ритма, пульса на периферических
артериях.

Таблица
1.

Методика
проведения непрямого массажа сердца у
детей

Возраст ребенка Техника проведения Положение рук врача на груди ребенка Глубина вдавления грудной клетки (см) Частота в 1 мин
До 1 года Концами двух пальцев На ширину 1 пальца ниже сосковой линии 1 — 2 100
1 — 7 лет Ладонь Нижняя треть грудины 2 — 3 80 — 100
Старше 10 лет Кисти обеих рук То же 4 — 5 80

Осложнения
непрямого массажа сердца: при чрезмерном
давлении на грудину и ребра могут быть
их переломы и пневмоторакс, а при сильном
надавливании над мечевидным отростком
возможен разрыв печени; необходимо
помнить также и об опасности регургитации
желудочного содержимого.

В
тех случаях, когда ИВЛ делают в сочетании
с непрямым массажем сердца, рекомендуется
делать одно вдувание через каждые 4-5
сжатий грудной клетки. Состояние ребенка
повторно оценивается через 1 мин после
начала реанимации и затем каждые 2-3 мин.

Критерии
эффективности ИВЛ и непрямого массажа
сердца:

  • — сужение зрачков и появление их реакции на свет (это говорит о поступлении оксигенированной крови в мозг больного);
  • — появление пульса на сонных артериях (проверяется в промежутках между компрессиями грудной клетки – в момент компрессии на сонной артерии ощущается волна массажа, указывающая, что массаж проводится правильно);
  • — восстановление самостоятельного дыхания и сердечных сокращений;
  • — появление пульса на лучевой артерии и повышение АД до 60 — 70 мм рт. ст.;
  • — уменьшение степени цианоза кожи и слизистых.

Дальнейшие
мероприятия по поддержанию жизни:

1.
Если сердцебиение не восстанавливается,
не прекращая проведения ИВЛ и непрямого
массажа сердца, обеспечить доступ к
периферической вене и ввести в/в:

  • — 0,1% р-р адреналина гидротартрата 0,01 мл/кг (0,01 мг/кг);
  • — 0,1% р-р атропина сульфата 0,01-0,02 мл/кг (0,01-0,02 мг/кг). Атропин при реанимации у детей применяется в разведении: 1 мл 0,1% раствора на 9 мл изотонического раствора натрия хлорида (получается в 1 мл раствора 0,1 мг препарата). Адреналин также применяется в разведении 1: 10000 на 9 мл изотонического раствора натрия хлорида (в 1 мл раствора будет 0,1 мг препарата). Возможно применение увеличенных в 2 раза доз адреналина.

При
необходимости повторное в/в введение
вышеуказанных препаратов через 5 мин.

  • — 4% раствор натрия бикарбоната 2 мл/кг (1 ммоль/кг). Введение бикарбоната натрия показано только в условиях затяжной сердечно-легочной реанимации (более 15 мин.) или если известно, что остановка кровообращения произошла на фоне метаболического ацидоза; введение 10 % раствора кальция глюконата в дозе 0,2 мл/кг (20 мг/кг) показано только при наличии гиперкалиемии, гипокальциемии и при передозировке антагонистов кальция.

2.
Оксигенотерапия 100% кислородом через
лицевую маску или носовой катетер.

3.
При фибрилляции желудочков показана
дефибрилляция (электрическая и
медикаментозная).

Если
признаки восстановления кровообращения
есть, но отсутствует самостоятельная
сердечная деятельность, непрямой массаж
сердца проводят до восстановления
эффективного кровотока или до стойкого
исчезновения признаков жизни с развитием
симптомов мозговой смерти.

Отсутствие
признаков восстановления сердечной
деятельности на фоне проводимых
мероприятий в течение 30 — 40 мин. является
показанием к прекращению реанимации.

  • САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ
    РАБОТА СТУДЕНТОВ:

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *