Лечение заикания – самые эффективные методы

По данным Британской ассоциации заикающихся (British stammering association) до 10% жителей Европы сталкиваются с теми или иными речевыми проблемами, которые чаще встречаются в детском возрасте. Аналогичная ситуация наблюдается и в России. Причем заикание у мужчин встречается в три-четыре раза чаще, чем у женщин, что связано с особенностями взаимодействия правого и левого полушарий мозга.

Усилия, которые прикладывались к преодолению заикания, сделали многих людей с речевыми проблемами, действительно, знаменитыми.

Демосфен стал блестящим оратором, Наполеон — легендарным полководцем, Уинстон Черчилль — премьер-министром Великобритании, Мэрилин Монро — кумиром поколений, а Брюс Уиллис — «крепким орешком» и т.д.

Вокруг проблемы заикания существует немало мифов. Главный связан с подменой причинно-следственных связей.

Многими специалистами внушается мысль о том, что заикание — это проблема общения, поскольку в большинстве случаев оно усиливается при общении и часто отсутствует при разговоре «наедине с собой».

В действительности, у заикающихся просто имеется повышенный фоновый тонус двигательного речевого центра. Вот почему даже естественные эмоции, свойственные всем нормальным людям во время общения, срывают тормозные влияния, контролирующие этот центр, и начинаются спазмы.

То есть нужно работать с тонусом речевого центра, а не лечить «неправильную» психологию общения.

Так все же, почему?

В основном из-за несогласованности полушарий мозга.

По данным исследований у 65% имеется следующий диссонанс: ведущий глаз — левый («исторические» левши), ведущая рука — правая.

Как правило, заикание возникало в возрасте 5–7 лет в момент акцентуации руки, когда ребенок учился рисовать и писать. Истинной причиной возникновения данного вида заикания является фактор переученного левшизма.

Причем переучивание чаще всего носит подражательный характер. Это первый тип заикания.

При втором типе у пациента ведущий глаз — правый, пишет он также правой рукой, а заикание возникает в момент формирования ассоциативного центра. Т.е в 2–4 года, иногда практически сразу после того, как ребенок начал говорить.

Часто этот тип заикания называют врожденным, и оно связанно с особенностью работы медиаторов мозга. Ко второму типу также можно отнести заикание, возникшее в более позднем возрасте после перенесенного наркоза, интоксикаций и т.п.

По нашим данным, второй тип заикания возникает в 25% случаев. Как и первый, он развивается постепенно.

А вот третий тип, которым страдают 10% заик, развивается сразу, в один день. Он связан с психической травмой.

Как победить «врага»?

Образно его можно представить в виде гомункулуса или человечка Пенфилда.

Его пропорции соответствуют представлению нашего тела в коре головного мозга. Около трети занимает кисть руки, еще треть — губы, язык, гортань, т.е. речевой аппарат, остальное тело непропорционально мало.

Именно поэтому, логопедические методики разделяются на два больших направления: те, которые обязательно используют кисть — например, методика Андроновой-Арутюнян, и те, которые используют контроль дыхания и речевого аппарата, например методика Стрельниковой.

Лечение заикания – самые эффективные методыЛечение заикания – самые эффективные методы

Также для «борьбы» с человечком Пенфилда используют многочисленные тормозные методики, снижающие повышенный тонус речевого центра: от транквилизаторов, суггестии и гипноза до иглоукалывания, физио-, психо- и фитотерапии.

От замедления темпа речи через ритмизацию и напевность до продолжительного молчания. Все эти методики, придуманные врачами и логопедами, также подходят для лечения заикания.

Однако существуют еще и другие методы, которые не тормозят, а перестраивают работу речевых центров. 

Где «прячется» заикание

Установлено, что заикание связано с повышенным тонусом и перевозбуждением двигательного речевого центра, которое приводит к спазмам. Поэтому для лечения заикания практически всегда используют средства, тормозящие центральную нервную систему, включая медикаментозные и внушение.

Однако, поскольку заикание наиболее часто встречается у детей и молодых людей, которым необходимо справляться с повышенными интеллектуальными и физическими нагрузками, становится ясным, что торможение ЦНС — не лучший выход.

Тем более что после отмены тормозного воздействия, через 2–4 недели заикание зачастую возвращается.

Открытие произошло, как это часто бывает, случайно. В свое время НИЦ биокибернетики, выполняя работы по заказу военных, разрабатывал методики программного устранения разрывов речи в реальном времени при технических неполадках. И вот оказалось, что данные методики также могут успешно применяться для устранения разрывов речи при заикании. 

Лечение заикания – самые эффективные методы

Более того,  исследовали спектр речи большого количества заикающихся и определили области, где «прячутся спазмы» — обертоны «ответственные» за заикание. Эти области показаны на рисунке цифрой 1. А также области, недостаточность которых делает голос заикающегося человека неуверенным и зажатым. Это области 3 и 4. 

Данное открытие, которое защищено международным патентом, многое объясняет. Например, почему большинство людей заикается на согласных и не заикается на гласных и во время пения.

Почему, когда заикающийся человек возмущен и его речь вдруг становится «яркой», заикание внезапно исчезает.

Почему заикание уменьшается при переходе на некоторые европейские языки, в которых согласные менее «взрывные», чем в русском, и вообще, почему одни заикаются именно на согласной «с», а другие на «п».

Eдалось установить сложную взаимосвязь между электроэнцефалограммой, спектром речи и речевыми спазмами. Не у кого не вызывало сомнение, что биоритмы мозга, его частотные свойства находят отражение в частотах нашего голоса. Но мы на практике доказали, что положительные изменения тембра и высоты голоса улучшают характеристики электроэнцефалограммы.

Таким образом, ученые нашли способ, как в процессе коррекции речи не тотально подавить работу нервных речевых центров, а избирательно перестроить: убрать «глухие» низкочастотные обертоны, «ответственные» за спазмы и добавить дефицитные обертоны, которые делают речь эмоциональной: в каких-то случаях яркой и уверенной, в каких-то — мягкой и теплой.

Что можно сделать самостоятельно

Можно дать и некоторые практические советы, как самостоятельно добиться правильного тембра речи. Эти рекомендации больше подходят для старших школьников, которые могут попробовать сознательно изменить свое речеощущение.

Вот три правила:

Логоневроз — лечение логоневроза в СПБ

Логоневроз – это заикание, обусловленное психическими факторами. Заикание при логоневрозе – это нарушение темпа, ритма и плавности речи, обусловленное судорогами мышц речевого аппарата. По другому логоневроз называют ещё лаланевроз, логоклония, невротическое заикание.

Записаться

Различают две формы заикания:

  • — невротическое (логоневроз) – психогенное нарушение речевой функции, приобретённое после психотравмы и усиливающееся при стрессе;
  • — неврозоподобное заикание, в основе которого лежит органическое поражение центральной нервной системы.

Лечение заикания – самые эффективные методы

Причины:

  1. Психические – детские психотравмы, исправление леворукости, конфликты в семье;
  2. Физиологические – генетическая предрасположенность (отец, дедушка, дяди заикались), родовые травмы и внутриутробные патологии, невротические особенности (страхи, энурез);
  3. Социальные – перегрузки в школе, секциях, строгость родителей и др.

Лечение заикания – самые эффективные методы

Симптомы:

  • основной симптом – судороги мышц речевого аппарата;
  • речевые нарушения – затруднение речи или повторение слов, звуков, паузы;
  • насильственные движения – лицевые тики, моргание, гримасы лица, дрожание губ;
  • невротические симптомы – тревога, страх речи (логофобия), энурез, нарушение сна.

Лечение заикания – самые эффективные методы

Лечение логоневроза в «Верамеде»

  • В медицинском центре «Верамед» лечение проходит с помощью гипнотерапии.
  • Гипнотерапия даёт возможность проработать первую психотравму, которая спровоцировала заикание. После этого убирается страх речи (логофобия) и тревожность, которые усиливают заикание. Далее нарабатываются новые стереотипы поведения и разговорной речи в сложных ситуациях.
  • Полностью вылечить логоневроз у взрослого можно только с помощью психотерапии, и наиболее эффективной методикой психотерапии является гипнотерапия. Остальные методы – физиотерапия, рефлексотерапия, занятия с логопедом являются вспомогательными методиками.
  • Гипноз позволяет освободиться от страха и стыда, вызывающих стрессовую реакцию и соответственно усиливающих судорожную активность артикуляционных мышц. Также наша методика даёт возможность снизить судорожную готовность в мозге, которая часто является неблагоприятным фоном для возникновения заикания.

Преимущества МЦ «Верамед» в лечении невроза

В клинике «Верамед» в СПб пациентам обеспечивается качественное лечение и профилактика неврозов, благодаря следующим преимуществам:

Высококлассные специалисты – врачи – психиатры, психотерапевты, гипнотерапевты с большим практическим опытом.

Предпочтение отдается немедикаментозным методикам лечения, доказавшим свою эффективность.

Методики лечения невроза направлены на причины и сам механизм заболевания, а не на симптомы и их проявления.

После проработки доминанты психического напряжения и замены стереотипов реагирования человек обычно выздоравливает или выходит на гораздо более комфортное психическое состояние.

Собственная методика лечения неврозов на стыке гипнотерапии, когнитивно-поведенческой психотерапии, бинауральной стимуляции, фармакотерапии.

Стоимость услуг

Программа «Коррекция коммуникативной функции заикающихся» | Детская городская больница

Пояснительная записка:Эта программа является адаптированной к условиям проведения коррекционных логопедических занятий в детской поликлинике. В основу составления взята методика Л.З. Андроновой «Как лечить заикание».

Целью данной программы является построение системы коррекционной работы на логопункте детей школьного возраста, предусматирвающей полное взаимодействие и приемственность действий специалистов педагогического, медицинского профилей и родителей школьников. Комплексность логопедического воздействия направлена на выравнивание речевого и психосаматического здоровья детей.

  • Целью программы является достижение плавной речи, возможности побороть страх речи, сформировать личностные качества: ответственность, самостоятельность, трудолюбие.
  • Занятия проводятся в группе 2-8 человек в течении 45-60 минут.
  • Задачи:
  • дифференцировать неврозоподобное заикание от невротического
  • коррекцию заикания проводить комплексно, с неврологом и психиатром
  • подвести пациента к пониманию, что он сам должен преодолеть недуг
  • формироваение нового функционального состояния речи (релаксация, голос, дыхание)
  • раскрыть секреты общения

Лечение заикания – самые эффективные методы

Материалы и методы:Лечение заикания — это длительный, сложный и трудоемкий процесс. Задача заикающихся в результате специальных речевых упражнений самостоятельно и всегда пользоваться новой речью, а также по-новому вести себя в общении с окружающими. В реабилитации заикающихся важна коррекция не только речи, но и личности.

При определении стратегий действий логопеда важно отличить неврозоподобное заикание от невротического заикания (по Л.К.Беляковой и Е.А.Дьяковой).

При невротической форме заикания характерны следующие особенности:

  • Заикание может проявиться в возрасте от 2-х до 6-ти лет.
  • Наличие развернутой фразовой речи до появления нарушения.
  • Преимущественно психогенное начало речевой патологии (психическая острая или хроническая травматизация)
  • Большая зависимость степени судорожных запинок от эмоционального состояния заикающегося и условий речевого общения.
  • Возможность плавной речи при определенных условиях (речь наедине с собой, в условиях эмоционального комфорта, при отвлечении активного внимания от процесса говорения и пр.)

При неврозоподобной форме заикания характерно:

  • Судорожные запинки появляются у детей в возрасте 2-4 года.
  • Появление судорожных запинок совпадает с фразой развитая фразовой речи.
  • Начало заикания постепенное вне связи с психотравмирующей ситуацией.
  • Отсутствие периодов плавной речи и малая зависимость качества речи от речевой ситуации.
  • Привлечение активного внимания заикающихся процессу говорения облегчает речь.
  • Физическое или психическое утомление, соматическая ослабленность ухудшают качество речи.
  • Речевые запинки проявляются в любой обстановке, как наедине с самим собой, так и в обществе.

Кроме того, нужно помнить, что существуют и смешанные формы.

Работа логопеда начинается с медико-педагогического обследования, которое проводится совместно с невропатологом и психотерапевтом. Это помогает наметить план лечения.

Логопед должен хорошо знать приемы психотерапии заикания: справляться со страхом речи, беспокойством, уловками и т. д. Он должен уметь корригировать поведение, если оно нарушено в связи с заиканием.

Лечение заикания – самые эффективные методы

Работа логопеда по нормализации речи открывает значительные возможности коррекции личности. Логопед выполняет по сути работу реставратора, проявляет истинное лицо человека. «Изменение личности, связанные с заиканием, обычно уходят вместе с его излечением» (Л.З.Андронова). Встречается и другое.

Например, в случаях, когда заикание сочетается с неврозом развития, через несколько месяцев выясняется, что у заикающегося есть личные проблемы, которые он сам не способен решить. Их, как правило, не может, не должен решать с ним логопед.

Здесь нужен психотерапевт, который призван лечить не заикание-невроз, а невроз у заикающегося человека.

Таким образом, представляется целесообразной следующая организация работы логопеда:

  • совместное обследование больного логопедом, психотерапевтом, психологом перед началом лечения; -единая выработка стратегий лечения;
  • семейная психотерапия во время основного курса логопедических занятий;
  • отдельные консультации заикающихся у психотерапевта по просьбе логопеда.
Читайте также:  Храп у женщин – причины и лечение

Одна из первых задач — подвести пациентов к пониманию того, что никто не может пройти за них путь выздоровления. Он приобретается только с личным опытом.

Наличие дефекта уже с первых лет ставит заикающегося в особые условия. Нередко семья, школа, окружение способствуют этому. Часто родители не могут скрыть своего беспокойства за здоровье ребенка и тем усиливают его тревожность, сужают интересы детей до пределов заикания.

Такие меры в конечном счете не улучшают речь, но заметно фиксируют пациента на дефекте. Наблюдения показывают, что при любой тяжести моторных проявлений заикания они корригируются значительно легче, если ребенок в социальном плане защищен и в связи с этим менее невротизирован.

В наиболее сложном положении заикающиеся дети оказываются в школе, где педагоги, даже не желая этого выделяют их из коллектива (редко вызывают или предлагают ответить письменно, снижают или завышают оценки и т.п.). В таких условиях одни начинают «спекулировать» заиканием, у других снижается интерес к занятиям.

Некоторые дети испытывают обиду или враждебность, чаще это целая гамма отрицательных переживаний. Но самостоятельно изменить ситуацию они не в силах. Нередко формируется система оправданий: « Если бы я мог сказать, я бы вам доказал…». Пациент часто становится замкнутым, мнительным, подозрительным.

Чувствуя боль родителей, заикающиеся стремятся своеобразно защитить их прекращая рассказывать о своих переживаниях. И вот постепенно нарушаются взаимоотношения с самыми близкими для них людьми. В результате все более фиксируется страх речи, и главное — формируется более общий страх, перед жизнью.

В замен реального опыта личностного общения возникают приемы психологической зашиты, что ведет к неадекватному (заниженному или завышенному) представлению о своих возможностях.

Практический опыт показывает, что в условиях поликлиники наиболее эффективным является применение методики Л.З.Андроновой. С первых дней занятий предлагаем пациентам анализировать собственное состояние.

Заикающиеся рассказывают о своем самочувствии, затруднениях ч любых ситуациях. Пациенты приходят к выводу, что заикание сковывает зело и душу, истощает, мешает свободно и спокойно мыслить.

На всех уровнях- мышечном, эмоциональном, интеллектуальном- заикание искажает восприятие окружающего мира и мешает гармоническому развитию личности.

Любая деятельность, з том числе речевая, не существует отдельно от функционального состояния человека (ФС). Нарушенная речь заикающихся также связана с патологическим изменением ФС.

Степень тяжести моторных проявлений находится в прямой зависимости от нарушений функционального состояния. Отсюда ясно, насколько важно сформировать и связать с нарождающейся новой речью оптимальное ФС.

Работу по коррекции личности целесообразно начинать именно г нормализации функционального состояния пациента во время акта речи. Для создания оптимального ФС нужна большая концентрация внимания пациента.

В связи с этим мы проводим специальные тренировки по концентрации внимания v его переключению, учитывая, что до лечения внимание заикающихся было патологически перераспределено и концентрировалось в основном на акте речи и собственных переживаниях.

Формирование нового функционального состояния во время акта речи у заикающихся проводится сразу в трех направлениях:

  • устранение речевых судорог;
  • преодоление желания скрыть дефект;
  • блокирование внутренней тревоги во время акта речи (воспитание «рефлекса спокойствия»).

Тем самым мы получаем возможность ликвидировать симптоматику заикания, а главное добиться спокойного (индиффирентноого отношения к акту речи).

В первой половине курса лечения используется крайне замедленная равнометричная речь (темп подвига). В начале это дается с большим трудом: страшно нарушать общепринятые законы, речевые нормы. Но мы объясняем, что страх речи держится на стремлении «быть как все» при невозможности этогоо. Эсть два выхода: остаться и впредь заикающимся или решиться временно стать «не как все».

Заикающиеся привыкли оберегать себя от отрицательных эмоций. Здесь же перед ними стоит задача — выдержать любую реакцию людей на необычную речь. Приобретая чувство независимости, пациент получает возможность сразу выйти из роли заикающегося, как бы сообщить во всеуслышание, что он стал на путь излечения.

После чего он с удивлением обнаруживает в себе способность выдержать самую трудную ситуацию, получая, таким образом, новую информацию о себе.

В это время у некоторых пациентов срабатывает система психологической защиты, которая выражается в поиске самооправдания, как то «У меня не такое тяжелое заикание как у других, поэтому мне не нужен «темп подвига», я смогу говорить только на замедленном темпе, людям неприятно слушать мою речь». В этих случаях свои сомнения пациенты пишут в дневниках, обсуждаем в группе.

С точки зрения методики Л.3.Андроновой важно, чтобы количество вопросов «на темпе подвига» было значительным — не менее 40 в день.

Медленный темп речи не воспринимается как насилие, а является внешним проявлением нарождающегося спокойствия.

С уменьшением эмоционального напряжения, уходит страх речи, пациенты неожиданно замечают, что, несмотря на прежний темп, к ним меняется отношение людей. «Отношение людей ко мне зависит от меня самого от моего состояния и поведения».

После первых мощных функциональных тренировок страх настолько ослабевает, что, может показаться, его больше нет. Но чаще всего страхи просто притаились и в другой ситуации окружения они могут возникнуть.

Поэтому необходимо своевременно объяснить коварство страха и призвать лечащихся расширять круг общения — вот единственная возможность уйти от страха речи.

Регулярные функциональные тренировки позволяют записывать — в долговременную память бессудорожную речь, начиная от состояния погружения и аутотренинги до аффективного состояния при работе с вопросами «на темпе подвига»

Таким образом решается вопрос о связи нового речевого кавыка с изменяющимся фоновым состоянием.

Обозначим основные этапы работы:

  • Разъясняющие беседы, которые помогают пациентам осознать целесообразность предлагаемых упражнений.
  • Формируем состояние расслабления и спокойствия, используя элементы релаксации и аутогенной тренировки.
  • Тренируем включение голоса, произнесение звука, слога, слова, синтагмы на фоновом состоянии аутогенного погружения.
  • Учим секретам общения (контакт с собеседником, стиль беседы, взгляд, жесты и т. п.)

За довольно короткий срок на основном курсе лечения (2-3 недели) когда речевой акт связывается с расслаблением и спокойствием, появляется реальная основа для полноценного общения.

Начиная с первого дня занятий и в течение всего курса лечения заикающиеся ведут дневники. Для осознания своих внутренних ощущений, проблем, трудностей, человеку необходимо их ясная формулировка, которая легче может быть достигнута в письменной речи. Известно, что сам факт этого осознания уже приносит облегчение. Основное условие ведения дневника — откровенность.

Первые мысли всегда идут от сердца, они-то наиболее ценны для анализа. Нужно сказать, что искренность высказываний рождается не сразу, а постепенно. Пациенты начинают чувствовать пользу от ведения дневника и его анализа. Дневники помогают лучше узнать себя и себя увидеть в других.

Необходимо в начале ведения дневников направить их работу вопросами: «когда возникли речевые запинки, опишите свои речевые удачи и неудачи, в чем выражается речевая зависимость» и т. п. Анализ дневников вызывает большой интерес группы. Это — наиболее личная, эмоционально насыщенная часть работы.

Логопед стремится создать на занятиях такие ситуации, чтобы ребята ушли с соответствующим настроением. Прослушиваются и поются русские народные песни, песни Пахмутовой и т. п. читаются стихи Есенина, Светлова, Лермонтова.

Например:

Когда лицо уже покрыто потом.

А финишу не наступил черед. Не унывай, а продолжай работать.

И твердо верь, успех к тебе придет…

М. Лермонтов

Важно создать у пациентов представления о труде, как основе жизни людей. Длительные беседы и наставления не дадут столько, сколько дает собственный опыт. Есть один общий для всех путь- путь кропотливой, упорной работы над собой, над своей речью.

Литература:

  • Арутюнян Л.З. (Андронова). Как лечить заикание. -М , 1993.
  • Л.И.Белякова, Е.А.Дьякова. Заикание. -М., 1998.
  • М.И.Буянов. Заикание у подростков. -М., 1989.
  • Л.Я.Миссуловин. Лечение заикания. -Ленинград, 1983.
  • И.А.Поварова. Практикум для заикающихся. -Санкт-Петербург, 1999.

Заикание у детей: причины, коррекция

Заикание у детей – непростая проблема, потому как в патологический процесс вовлекается такая сложная когнитивная функция как речь. Причиной развития заикания является нарушение выработки дофамина и норадреналина в подкорковых структурах головного мозга, которое запускает патологический процесс.

Дети с данной проблемой испытывают значительный дискомфорт, могут ограничивать себя в общении, и родители очень переживают за психо-эмоциональное состояние и правильное развитие ребенка с заиканием.

При тиках, например, ребенок моргает, но это не мешает ему ходить в детский сад или школу, принимать активное участие в мероприятиях, общаться со сверстниками. Проблемы с речью ведут за собой серьезный психологический диссонанс, который особенно остро проявляется у детей в период становления речи (2-5 лет).

Прежде всего, на развитие заикания влияет генетическая предрасположенность. Зачастую родители могут связывать детское заикание с сильным испугом или тяжелыми стрессовыми ситуациями, которые пережил ребёнок. Но эта связь научно не подтверждена. Есть очень много пациентов, у которых заикание появилось на фоне полного благополучия.

Стресс, тяжелые заболевания, которые истощают нервную систему, могут стать пусковым механизмом, но зачастую заикания возникают сами собой. В 80% случаев на консультации во время сбора анамнеза выясняется, что данная патология была у кого-то из близких родственников.

Заикание очень часто появляется у детей, которые долго не могли разговаривать и когда научились, стараются говорить быстро и много. Вследствие подобного лавинообразного потока могут проявляться заикания. Иногда родители путают заикания с «речью взахлеб», эта особенность речи самостоятельно проходит с течением времени.

Поскольку симптоматика у заикания острая (оно проявляется в один момент), важно исключить наличие сопутствующих неврологических нарушений.

Поэтому при появлении заикания первый специалист, к которому необходимо обратиться – невролог.

Врач поможет дифференцировать заикания от других патологий речи, исключит  неврологические заболевания, симптомом которых может являться заикание, и направит к логопеду.

Для постановки диагноза специальные обследования детей с заиканием не требуются.

Лечение заикания в Детской клинике ЕМС

Основной специалист, который занимается с пациентами с заиканиями – это логопед-дефектолог, владеющий специальными методиками коррекции заиканий.

Поэтому главная составляющая в коррекции заикания у детей — педагогическая логопедическая поддержка. Без логопедической коррекции избавиться от заиканий практически невозможно.

В Детской клинике ЕМС проблемами заикания занимается логопед-дефектолог – Татьяна Каченовская.

Лечение заикания – самые эффективные методыЕсли коррекционные логопедические мероприятия не дают результата, невролог назначает медикаментозную симптоматическую терапию, которая позволяет снять острую фазу заболевания и повысить эффективность логопедической программы. В ряде случаев требуется консультация психолога или нейропсихолога, которые также ведут прием в Детской клинике ЕМС.

Для лечения заикания в ЕМС также применяется БОС-терапия (биологическая обратная связь). Это современная медицинская технология, которая тренирует способность пациента самостоятельно регулировать свое физиологическое и психоэмоциональное состояние. С помощью специальных сенсоров компьютер регистрирует изменяющиеся показатели активности головного мозга.

Читайте также:  Судороги в руках и пальцах рук – причины, как лечить?

Свои показатели пациент наблюдает в режиме реального времени в виде простых зрительных или слуховых стимулов и обучается навыкам осознанного управления работой различных систем своего организма.

В ЕМС мы предлагаем детям необычные мультимедийные игры, в которых можно действовать исключительно с помощью контролируемых ритмов организма (это под силу каждому ребенку).

Высокая эффективность коррекции детей с заиканием в ЕМС достигается за счет комплексного подхода: сочетания логопедической коррекции, медикаментозной терапии, а также БОС-терапии с индивидуальной или семейной психотерапией.

Лечение заикания у детей

Заикание у детей – это расстройство темпо-ритмической стороны речи, вызванное повторяющимися судорогами в артикуляционном, голосовом или дыхательном отделе речевого аппарата.

Заикание у детей характеризуется «застреванием» на отдельных звуках, их неоднократным, непроизвольным повторением, сопутствующими движениями, вегетативными реакциями.

Термин имеет несколько синонимов: логоневроз, логоклония, лалоневроз.

У детей можно часто наблюдать так называемые физиологические итерации, проявляющиеся в запинках, повторении детьми некоторых звуков и слогов.

Причинами такого нарушения могут быть недостаточное развитие темпо-ритмической стороны устной речи, нарушение функциональной деятельности слухового, речевых и двигательных анализаторов.

Если у ребенка слабая нервная система и существуют другие неблагоприятные факторы, то физиологические повторения могут приобрести стойкий характер и перейти в заикание.

Лечение заикания – самые эффективные методы

Среди заикающихся детей мальчиков больше, чем девочек. Это связано со структурой полушарий. Полушария у девочек организовано так, что левое полушарие работает лучше, чем правое.

В основном заикание у детей начинается в период 3-5 лет – на данном этапе речь развивается самым активным образом, но, так как при этом речевая функция может быть не до конца сформирована, могут возникать разного рода речевые патологии.

Причины

Мы перечислим самые распространённые причины появления заикания у детей возрастом от 3 до 5 лет. Данная патология может возникать по целому ряду причин, быть врожденной или приобретенной.

К врожденным факторам развития дефекта относят:

  1. Разного рода патологии при беременности и вынашивании плода (кислородное голодание, инфекционные процессы и др.).
  2. Проблемы во время родового периода (травмы, ранние роды и др.).
  3. Генетическую предрасположенность по одной из линий родства.
  4. Индивидуальные особенности личности, особенности нервной системы  (преобладания процессов возбудимости, гипертревожность).

Приобретенное заикание провоцируется:

  • Шоковая травма. Смерть одного из родителей или значимого близкого. Хронический стресс.
  • Психологическая травма. Физическое или психологическое насилие. Буллинг. Унижение со стороны сверстников или в семье.
  • Физиологическими процессами. Особенности развития полушарий головного мозга ребенка, данная причина может быть исключительно возрастной особенностью и решиться сама собой в ходе взросления ребенка.
  • Перенесенные заболевания. Одной из причин нарушения  речи также может стать с перенесенные инфекционные заболевания (менингит, энцефалопатия и т.д.). Сезонные заболевания ОРВИ, грипп и другие заболевания верхних дыхательных путей.  Речь также может нарушиться по причине разного рода травм, ушибов, сотрясений вследствие падения или аварий. Диагностированный сахарный диабет, также может стать причиной возникновения заикания у детей.
  • Ложное заикание. Такого рода заикания может стать наследование данного симптома от одного из близких. При этом истинных патологий у ребенка может не быть. Данный вид заикания особенно характерен для маленьких детей которые находятся в возрасте научения речи через копирования.
  • Попытки переучить ребенка леворукости. Попытки насильно обучать леворукого ребенка писать правой рукой могут вызвать сильные нарушения в речи ребенка. Дети пишущие левой рукой  достаточно ранимы и ранимы.
  • Тревожная обстановка дома. Созерцание конфликтных ситуаций между членами семьи, может негативно сказаться на нервной системе ребенка, как следствие вызвать нарушение речи в форме заикания.
  • Авторитарное воспитание. Нарушение личных границ ребенка, физические наказания и запугивание ребенка часто вызывают логоневроз.
  • Умственное переутомление. Задачи сверх сил ребенка, без учета возрастных возможностей ребенка, как физических так и психических.  Преобладание учебной деятельности над игровой. Переизбыток кружков секций, отсутствие времени и свободного пространства для самоорганизованной ребенком деятельности.
  • ·Нарушение режима сна, недосып.

Среди  причин заикание есть ещё ряд психосоматических факторов  вызывающих заикание: 

  • · Истерический тип: резкая смена условий в социальной ситуации (например в семье все разрешали делать все что захочет, а пойдя в детский сад, ребенок столкнулся с запретами, ограничениями и правилами);
  • Неврастенический тип: унижение личности и особенностей ребенка, отсутствие похвалы, сравнивание с другими детьми;
  • Психастенический тип: гиперопека родителей, обесценивание и отсутствие веры в ребенка, что он справиться и у него получиться, могут также привести к нежеланию говорить и сильным  нарушениям в речи ребенка.

Симптомы заикания у детей. 

Внешние проявления дефекта речи могут отличаться в зависимости от причин и степени тяжести логоневроза. Но почти во всех случаях есть некоторые общие признаки:

  • Запинки в речи и длинные паузы между словами, слогами и буквами.
  • Речевые судороги клонические, тонические, смешанные. Возникновение клонических судорог чаще всего наблюдается в начале формирования логоневроза. Характеризуется повторением первых буквы или слогов в словах.
  • Нарушение темпа дыхания. Дыхательные у заикающихся детей всегда поверхностные, прерывистое.
  • Искажение в  интонации речи. Наличие судор, запинок часто приводят к нарушениям интонационным нарушениям в речи ребенка.
  • Монотонная, невыразительная, не эмоциональная речь.
  • Судороги и спазмы при произношении, чаще всего возникают  в начале или середине слова слова.
  • Затянутые паузы между звуками в середине слова, растягивание звука.
  • Нервные тики при произношении.
  • Нарушение сна, появление ночного энуреза, нарушение аппетита и пищеварения.

К сопутствующим симптомам заикания относятся:

  • повышенная тревожность;
  • навязчивое беспокойство;
  • моторные и речевые тики;
  • спастика мышц лица.

Наличие всех этих проявлений, вызывает избегающее поведение у ребенка — он старается избегать ситуаций, где необходимо высказаться.

Как помочь заикающемуся ребенку:

Заикание у детей 3-5 лет, вполне эффективно поддается коррекции, при раннем его диагностировании. Чем скорее определить причину, вызвавшую дефект речи, тем быстрее и легче ее устранить .

Существует множество методов лечения заикания, но задача у всех одна — заставить речевые центры работать синхронно с одинаковой скоростью.

В основу положено торможение речевого центра Брока и возбуждение других двигательных центров отвечающих за речь.

Коррекция заикания

Цель коррекции при заикании — это выработка нового стереотипа речеобразования. Комплексное лечение заикания ведет к наилучшим результатам в работе по устранению этого речевого дефекта.

Ниже мы описали наиболее эффективные и распространенные методы лечения и коррекции заикания у детей.

Массаж

Массаж – обязателен при заикании. Массаж является дополнительный способом коррекции и лечения заикания. Массаж нужен, чтобы улучшить кровообращение в структурах мозга, которые отвечают за двигательные реакции речевого аппарата.

Существуют несколько эффективных методик массажа при заикании:

Традиционный массаж

Данный вид массажа применяется для определенных участков тела, делает его опытный массажист, используя определенные приемы и техники в зависимости от целей и задачей массажа.

Данный вид массажа способствует расслаблению мышц речевого аппарата и прилегающих к нему мышц. У заикающегося часто можно наблюдать гипертонус мышц шеи и верхнего плечевого пояса.

Добившись расслабления этих зон, достигается расслабление корня языка и, соответственно, снижается тонус мышц нижней челюсти.

Положительное воздействие на артикуляцию оказывает расслабляющий массаж головы, шейного отдела, воротниковой зоны, спины, грудной клетки и плеч.

Зондовый массаж

Зондовая техника массажа выполняется с использованием специальных зондов. Массаж отличается довольно жестким воздействием, поэтому применяется в комплексной терапии заикания у детей от 4 лет. Противопоказаниями к технике зондового массажа является склонность к эпилепсии, судорогам!

Точечный массаж

Массаж снимает излишнюю возбудимость и тревожность, способствует расслаблению речевого центра. Данный вид массаж родители могут делать самостоятельно, так как манипуляции в данном виде массажа очень просты. Освоив технику точечного массажа, можно воздействовать на мышцы находящиеся в гипертонусе и воздействуя на определенные сегменты, достичь расслабления языка и челюстных мышц.

Сегментарный массаж

Данный массаж направлен на непосредственное воздействие на мышцу отвечающую за речь. Эффективность данного вида массаж возможна при его системном выполнении.

Дыхательная гимнастика. Дыхательная гимнастика полезна для лечения любого вида заикании, а также его профилактики в раннем возрасте у детей. Дыхательная гимнастика — это комплекс специальных упражнений для расслабления и тонизирования мышц речевого аппарата. С помощью простых заданий ребенок учится правильно дышать, осваивает ритм и темп вдохов, выдохов.

Занятия с логопедом – дефектологом

Занятия с логопедом являться неотъемлемой частью при устранении заикания у детей. Занятия с логопедом способствуют:

  • устранению нарушений в темпе и ритме речи;
  • развитию моторных функций;
  • развитию координации слов и ритмизованного движения;
  •  формированию фонационного (речевого) дыхания;
  • развитию плавности речи в различных её формах;
  •  развитие интонационных характеристик речи.

Медикаменты

Медикаментозное лечение заикания необходимо при выраженных клинических симптомах, при заикании органического происхождения. Также, медекаментозное лечении нобходимо при заикания возникшего в результате основного заболевания или длительного течения заикания. Цель назначения медикаментов при заикании:

  • Снижения частоты судорог речевых мышц.
  • Стимуляции отделов головного мозга отвечающих за речь.
  • Снижения спастики мышц участвующих в речевой деятельности.
  • Нормализации эмоционального состояния.

Профилактика:

Профилактике заикания способствует создание спокойной обстановки. Устранение факторов, которые могут провоцировать приступы заикания. Создание благоприятной, спокойной обстановки. Отсутствие критики относительно дефекта речи ребенка.

Общие рекомендации профилактики логоневроза у детей от 3 до 5 лет

  1. При обнаружении дефекта речи у ребенка, следует оградить его от всего, что может  вызывать эмоциональное напряжение, в том числе от длительного просмотра телевизора.
  2. Включайте ребенку классическую, расслабляющую музыку – ее лечебный эффект давно признан даже официальной медициной.

    Особенно благоприятно на детскую психику влияет музыка Моцарта, Бетховена, Грига, Шопена.

  3. Не стоит рассчитывать только на свои силы. Не стесняйтесь обращаться к специалистам, чем быстрее удастся победить заикание у ребенка, тем легче ему будет общаться, учиться, познавать мир.

  4. Занятия с ребенком должны носить систематический характер. Нельзя делать длительных перерывов.
  5. Организуйте сон ребенку не менее 8 часов в день (при необходимости дневной сон), исключите активные и компьютерные игры в вечернее время. Ограничьте время просмотра мультиков.

    Таким образом, уменьшится перенапряжение центральных отделов речи.

  6. Организуйте правильное общение. Разговаривайте с малышом спокойно, не спеша и плавно, выговаривая все слова. Общаясь с ребенком, старайтесь использовать вопросы, ответы на которые простые и односложные.

    Если малышу трудно выговорить фразу самостоятельно, произнесите её вместе.

  7. Следите за питанием.В рационе должна преобладать растительно-молочная пища. Следует ограничить шоколад, сладости, острую, соленые и жаренную пищу.

  8. Профилактика заикания у неврологически и психически здоровых детей довольно проста и заключается она в хороших семейных отношениях. Там, где нет конфликтов, ссор, и есть любовь и понимание, у ребенка гораздо меньше рисков стать заикой. Вылечить заикание куда сложнее, чем предотвратить.

    Заикание у ребенка порой проявляется для того, чтобы родители поняли собственные ошибки.

  9. Отучить заикаться нельзя, можно лишь помочь, наладить взаимопонимание и сотрудничество с ребенком. И помните, что любовь и вера в способности малыша творит настоящие чудеса, которые даже традиционная медицина не всегда способна объяснить. Верьте в своего ребенка, и у него все получится.

Как правильно вести себя мамам и папам малышей, страдающих от заикания?

  • Сократите любые эмоциональные нагрузки ребенка. Оградите малыша от прослушивания громкой музыки, агрессивных игр, длительного просмотра телепередач
  • Приучите ребенка к прослушиванию спокойной классической музыки
  • Играйте с малышом, читайте ему добрые сказки, рассказывайте обо всех полученных положительных эмоциях
  • ·Контролируйте отдых ребенка. Следите за режимом. Обязательно совершайте прогулки, выезжайте на природу, занимайтесь гимнастикой
  • На всем протяжении лечения патологии важно обеспечить ребенку доброжелательную обстановку. Не стоит критиковать и ругать малыша, если у него сохраняется дефект. Напротив, важно поощрять даже тот факт, что ребенок начал лечение, увлекся им, не боится посещать логопеда и другие сопутствующие занятия.

Прогноз

Заикание у детей обычно полностью проходит, если лечебно-оздоровительная терапия организована правильно. Иногда могут возникать рецидивы во время обучения в школе и в пубертатный период.

Конечно, преодоления заикания зависит от многих условий, в первую очередь от его механизмов, от сроков начала комплексного воздействия и полноты его применения, а также от возраста ребенка.

При заикании, развивающегося на почве врожденного отягощений или приобретенного вследствие перенесённых болезней, прогноз менее благоприятно.

В большинстве случаев прогноз при заикании благоприятный и социальная адаптация заикающихся осуществляется в достаточно высокой степени.

Заикание

Заикание или логоневроз – это расстройство речи и неспособность произносить звуки в нужной последовательности. Чаще всего патология связана с нарушения работы нервной системы. 

Симптомы заикания 

Заикание у детей и взрослых проявляется следующим образом: 

  • паузы в разговоре, которые носят частый характер; 
  • затруднения в произношении некоторых слов и выражений;
  • повторение звуков или слогов;
  • спазмы речевого аппарата;
  • артикулляционные судороги. 

Эти симптомы заикания усиливаются при эмоциональных переживаниях и нервном перенапряжении. 

Последствия заикания 

Очень часто логоневроз у детей и взрослых сопровождается общими невротическими состояниями: тревожность, психическое напряжение, подавленное настроение. У человека, страдающего от такого недуга, может развиться чувство неполноценности. Особенно сильно от этого страдают дети. Заикание у ребенка сильно мешает общению со сверстниками, построению с ними отношений и социальной жизни. 

Если человек долгое время не лечит такое расстройство, могут возникнуть серьезные психологические проблемы. На поздних стадиях развития патологии, у больных появляется навязчивый страх произносить речь. Это вызывает паралич механизма отдельных звуков. Поэтому при наличии такого расстройства у ребенка, лучше сразу же начать лечение. 

Лечение заикания 

Основной причиной возникновения заикания у детей является расстройство нервной системы, для которой характерны: нарушения сна, пугливость, плаксивость и эмоциональная зажатость ребенка. Поэтому и лечение должно быть основано на восстановлении психо-эмоционального состояния пациента. И одним из самых эффективных методов терапии заикания является рефлексотерапия. 

Лечебный эффект иглоукалывания при заикании основан на рефлекторном возбуждении биологически активных точек. Такое воздействие передается нервным волокнам вегетативной системы, а оттуда – в активные центры головного мозга. За счет этого улучшается функция сердца и мозга, происходит выброс активных веществ, необходимых организму для исцеления. 

Запись на прием

В клинике «МаксиМед» в Махачкале мы уже долгое время лечим заикание и другие нарушения речи при помощи рефлексотерапии. Лечение проводит опытный врач-рефлексотерапевт, Заслуженный врач Республики Дагестан, врач высшей категории, Отличник здравоохранения. Записывайтесь к ней на прием по телефону 7 (988) 309-30-31 или через специальную форму обратной связи «Записаться на прием».

Ловушка для заик

Советы мамам по борьбе с заиканием дает логопед Московского медицинского центра «Невро-Мед» Яков Горелик. Журнал «Женское здоровье»

НЕ ПОПРАВЛЯЙТЕ! Не заставляйте ребенка повторять слово, на котором он запнулся. Пусть во всех пособиях вам советуют: «Если ребенок запнулся, поправьте его, пусть повторит слово без запинок». Это неверно! И вот почему.

Действительно, ребенок повторяет слово без запинки, и у родителей возникает мысль, что он может говорить без запинок. Начинается пристальное слежение за речью: «Не спеши», «Повтори», «Говори медленно».

Вы довольны: ребенок следит за своей речью, и результат вроде бы налицо, но в действительности растет всего лишь мышечное напряжение перед произнесением трудных слов, которых становится больше с каждым днем у подростка, а у маленького это просто трудные сочетания звуков (глухие, взрывные П, Т, К и их сочетания с Р — ПР, ТР, КР и т.д.). По настоящему проблема в другом.

НЕ ВОЛНУЙТЕСЬ! Заикание закрепляется в сознании маленького человека во многом, благодаря «стараниям» взрослых.

Вслед за их замечаниями малыш начинает фиксировать свое внимание на трудных словах, и думает лишь о том, как бы преодолеть эти запинки.

В результате он еще больше волнуется, напрягается и попадает в замкнутый круг: чем больше он старается, преодолевая спазм, тем сильней заикается, и ошибки растут, как снежный ком.

Попадая в такую ловушку, ребенок поневоле начинает думать о себе, как о неполноценном человеке. Как пишет одна моя маленькая пациентка, «мне очень стыдно и неприятно, тем более что меня дразнят».

Так рождается закомплексованность, и постепенно ребенок перестает говорить на улице, в детском саду, чтобы не обнаружить заикание среди сверстников. С годами вырабатываются всевозможные уловки и увертки, лишь бы не говорить.

При этом речь обрастает как ракушками, гримасами, ужимками, словами-паразитами. И все с одной целью: лишь бы не заикаться.

Кстати, этот комплекс возникает только при публичном говорении. Наедине, с самим собой, в семье ребенок напрягается гораздо меньше, чем, скажем, у доски в классе: в присутствии посторонних спазмы неизбежны.

Кстати, отсюда многие специалисты делают неверный вывод: лечить заикание необходимо в группе, индивидуальная работа бесперспективна.

Но в тренировочной группе таких же «трудных» детей ребенок комплексует совсем не меньше и стесняется говорить по слогам, пытаясь быть выше таких же заикающихся детей.

КАК ПРЕОДОЛЕТЬ ЗАИКАИЕ? Упражнения на «медленную» речь неэффективны — так показывает практика. Ребенок спешит не потому что это ему нравиться, а потому что волнуется и быстрой речью интуитивно стремится избежать запинок. В основе заикания эмоциональное напряжение, а быстрая речь только провоцирует запинки.

При заикании нет ничего лучшего, чем служить «его величеству ритму» — говорить по слогам, отрывисто, четко. В большинстве случаев заикание снимается моментально. Но это лишь полдела. Необходимо последовательно переводить навыки речи с ритмизированной на разнометричную, обычную. Вот тут неоценима помощь мамы: это такт, внимание и терпение.

Плюс постоянный контакт с логопедом (доверительные беседы наедине, внушение уверенности в своих силах — вот настоящее лекарство для закомплексованного заиканием ребенка). Я, например, предлагаю подросткам написать откровенную исповедь, историю заикания, а потом на основе дневника «разоблачаю» недуг, развенчиваю страхи и тревоги.

Главное, научить ребенка общаться с окружающими в любой ситуации, уверенно управляя собой и своей речью.

Милые мамы! Не запускайте заикание, обращайтесь к специалистам как можно раньше — заикание не проходит само собой, тем более в сложном подростковом возрасте. В ваших руках личность. Помните об этом.

Лечение логоневроза у взрослых в Москве в центре ДокторНейро

Заикание – это сложное нарушение речи, проявляющееся в виде повторения отдельных звуков, слогов, слов или в виде увеличения пауз в речи и протягивании отдельных звуков.

В рамках отечественной психолого-педагогической классификации речевых нарушений «заикание» относится к категории «нарушение использования средств общения», то есть заикание — это несистемное речевое нарушение, незатрагивающее внутреннюю речь (в отличие от афазии у взрослых и алалии у детей, хотя некоторые проявления могут быть схожи).

Существуют разные определения и классификации заикания.

Виды заикания у взрослых

С точки зрения проявлений в речи, заикание разделяют на:

  • клоническое (частое повторение одного элемента из-за повторяющихся судорог мышц речевого аппарата),
  • тоническое (протягивание отдельного элемента речи из-за длительного сокращения мышцы),
  • смешанное (комбинация обоих механизмов возникновения запинок в речи).

В качестве синонима к термину «заикание» часто используется понятие «логоневроз», однако это не всегда верно.

Причины заикания

Причины невротического заикания (логоневроза) у взрослых часто следует искать в детстве. Как правило, логоневроз проявляется в детском возрасте в период становления фразовой речи на фоне однократного или повторяющегося эмоционального стресса.

Наличие выраженных нарушений в функционировании мозговых структур по данным функциональной диагностики (ЭЭГ) не отмечается, либо подобные нарушения минимальны. Речевые запинки у таких детей во многом связаны с особенностями общения и актуальной психологической ситуацией.

Состояние пациентов с заиканием во многом соответствует критериям невроза, отчего и появилось соответствующее название — логоневроз.

Неврозоподобная форма заикания возникает вследствие неврологического нарушения, приводящего как к нарушению общей и мелкой моторики, так и к нарушению артикуляции. Под неврологическим нарушением часто имеют в виду последствия внутриутробной гипоксии, последствия осложнений при беременности, а также заболевания и травмы в младенческом возрасте.

Из-за нарушений в работе определённых мозговых структур, на этапе формирования речи ребенок сталкивается с трудностями в произношении, которые перерастают в заикание. Этот вид заикания в детском возрасте часто сочетается с другими речевыми и когнитивными нарушениями.

При данной форме заикания так же могут возникать невротические реакции, которые добавляют дополнительные механизмы патогенеза по типу логоневроза.

Во взрослом возрасте заикание часто имеет компенсированную форму, когда человек уже адаптировался к собственным речевым особенностям, либо научился их контролировать. Симптомы логоневроза или заикания могут обостряться на фоне стресса, переутомления у людей, которые в том числе никогда не страдали заиканием.

Заико-подобные ошибки во взрослом возрасте могут появиться после перенесённого инсульта (ОНМК), черепно-мозговой травмы (ЧМТ) или операции на головном мозге (удаление опухоли, гематомы). В таком случае, говорить о заикание (логоневрозе) как таковом не приходится — речь будет идти о речевом нарушении по типу афазии или дизартрии.

Лечение

При первичном появлении любых речевых нарушений во взрослом возрасте следует немедленно обратиться к врачу-неврологу для определения причины нарушения и составления плана дальнейшей реабилитации.

В случае с заиканием или логоневрозом во взрослом возрасте, так же необходимо определить его вид и причины, установить степень влияния неврологических и психологических факторов на речевую деятельность.

Диагностикой состояния нервной системы занимается врач-невролог при помощи методов функциональной диагностики (ЭЭГ, УЗДГ). Диагностика состояния речевой сферы и последующие речевые занятия лежат в компетенции логопеда. При необходимости к работе с пациентом также привлекаются психолог, нейропсихолог и психотерапевт.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector