Инструкция по оказанию первой медицинской помощи в ДОУ (дошкольном образовательном учреждении): обучение, консультация

Воспитанники находятся в дошкольном образовательном учреждении большую часть времени. Редко, но бывает, что кто-то из них порезался, ушибся, внезапно потерял сознание или получил травму.

В этом случае работники детского сада должны быстро и грамотно оказать ему первую доврачебную помощь. В соответствии со ст. 31 Федерального закона от 21.11.

2011 № 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” первая помощь может оказываться лицами, обязанными оказывать такую помощь в соответствии с федеральным законом и прошедшими соответствующую подготовку, при состояниях и заболеваниях, угрожающих жизни и здоровью человека. Первую доврачебную помощь следует отличать от медицинской помощи  – ее в соответствии с законодательством могут оказывать только медицинские организации.

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 313-ФЗ в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» внесены изменения, которые устанавливают, что охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи (ч. 11 ст. 41  Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

В настоящее время, пока порядок обучения не утвержден, работодатель может действовать по аналогии с положением Порядка обучения по охране труда. В соответствии Порядком обучения руководители и специалисты организаций проходят обучение по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве в рамках специального обучения по охране труда 1 раз в три года.

Инструкция по оказанию первой медицинской помощи в ДОУ (дошкольном образовательном учреждении): обучение, консультация

В соответствии с законодательством Российской Федерации обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи не должно подтверждаться и не нуждается в документальном подтверждении.

Тем не менее, по решению образовательной организации педагогическим работникам могут быть выданы документы, подтверждающие прохождение обучения. Документами об образовании в смысле ст.

60 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» такие документы не являются.

Обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи осуществляется за счет средств образовательных организаций.

Первая помощь в детских учреждениях – вопрос актуальный. Вовремя оказать ребенку доврачебную помощь – необходимое условие квалификации педагога. Нельзя пропустить первый «золотой час», когда до приезда скорой помощи можно создать условия для сохранения жизненных сил детского организма или для остановки неблагоприятных воздействий на травмированное место.

Но часто ли наша готовность подкреплена умением правильно действовать в сложных ситуациях, когда на принятие решения и на его исполнение отведены считанные минуты? К сожалению, это не всегда так. Забота о малышах побуждает педагогов постоянно повышать свои медицинские знания и учить детей самосохранению и взаимопомощи.

Образовательные области «Здоровье», «ОБЖ», которые педагоги реализуют в детских садах, дают прекрасную возможность для осуществления этой цели. Повторять правила первой помощи можно в ролевых играх, в туристических мини-походах, на экскурсиях в природу, на мероприятиях по безопасности.

Главное, что педагоги стремятся рассказать детям: как беречь свою жизнь и вовремя помочь себе и другу.

Для оказания первой доврачебной помощи в детских садах универсальная аптечка. Ниже перечислены препараты, которые должны в ней находиться.

  • Для обработки мелких ран и ожогов — бриллиантовый зеленый (зеленка), бактерицидный лейкопластырь, марганцовка. Последнюю хранят в виде 2-3%-го раствора который предназначен для обработки кожи. Для слизистых оболочек этот раствор разводят в 10 раз, для промывания желудка – в 100 раз.
  • Для промывания нагноившихся ран и отмачивания присохших повязок (при любых ранах на голове и лице желательно присутствие врача) — растворы перекиси водорода, таблетки фурацилина (одна таблетка 0,02 г растворяется в стакане кипятка).
  • Для промывания глаз — глазные капли.
  • Для первой помощи при растяжениях и ушибах- лед, эластичный бинт.
  • При обмороке — нашатырный спирт (осторожно дают понюхать на ватке).

Кроме того, в состав аптечки входят индивидуальный перевязочный пакет, стерильные бинты, вата, салфетки, пузырь для льда, стаканчик для приема лекарств (мерные мензурки) и ванночка для промывания глаз.

Оказывать первую помощь следует спокойно, без суетливости. К травмированному ребенку необходимо отнестись внимательно, сердечно, подбодрить и успокоить его. Всякое повреждение сопровождается резкой болью — при оказании доврачебной помощи, когда под рукой не имеется никаких успокаивающих боль лекарств, слово, обращенное к пострадавшему, является действенным средством, облегчающим страдания.

Спокойная обстановка, душевное отношение к пострадавшему — первое условие оказания доврачебной помощи при серьезных повреждениях. Разумеется, одновременно с этим должны осуществляться неотложные меры по вызову скорой помощи или обращение к медицинскому работнику.

В заключение хочется еще раз напомнить, что даже к легким, на первый взгляд, бытовым травмам надо относиться серьезно и при оказании помощи соблюдать определенные правила, предупреждающие различные осложнения. Необходимо всегда помнить, что от своевременной и правильно оказанной первой помощи на месте происшествия будет зависеть успех дальнейшего лечения.

Памятки "Первая в помощь в ДОУ", "Приемы и способы оказания первой медицинской помощи" материал на тему

  • МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК» П.ПАНГОДЫ НАДЫМСКОГО РАЙОНА»
  • ПАМЯТКА
  • «ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ В ДОУ»
  • Составитель:
  • Иванова Галина Николаевна,
  • музыкальный руководитель
  • 2018 г.
  • СЛУЧАЙНЫЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ И НЕСЧАСТНЫЕ СЛУЧАИ
  • ПЕРВАЯ ДОВРАЧЕБНАЯ ПОМОЩЬ.

Любознательности ребенка нет границ. Он вступил в незнакомый мир и поэтому ему все надо оглядеть, ощупать, понюхать и, конечно, попробовать на вкус. В этот период жизни за малышом нужен особый присмотр, чтобы избежать травм и несчастных случаев. Большинство травм можно предусмотреть, если не оставлять ребенка одного.

Следует навести в квартире соответствующий порядок: убрать в недоступные для ребенка места все колющие и режущие предметы, лекарства, предметы кухонного обихода (каустическая сода, стиральные порошки, спички), сделать электропроводку безопасной для ребенка (изолировать оголенные провода, починить поврежденные розетки и оградить их).

Не стоит накрывать скатертью стол, так как дети любят стягивать ее со стола вместе с предметами, которые там находятся.

  1. СЛУЧАЙНЫЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ И НЕСЧАСТНЫЕ СЛУЧАИ

Нельзя разрешать детям играть мелкими предметами — пуговицами, шариками, монетами, отдельными частями игрушек.

Подрастая, ребенок включается в общественную жизнь. У него появляется больше самостоятельности, он чаще играет на улице, обычно сам отправляется в школу и возвращается домой. Надо напоминать детям, что ходить по оживленным улицам опасно, играть на улицах нельзя, обучать их основным правилам уличного движения.

Дети склонны к подвижным, шумным коллективным играм, охотно увлекаются различными видами спорта. Это очень полезно для молодого растущего организма, но не следует забывать, что — очень  много травм возникает во время занятий спортом.

Поэтому надо разрешать заниматься спортом в благоустроенных местах, на спортивных площадках, в спортивных залах, где за дисциплиной и физической нагрузкой вашего ребенка следят специально подготовленные тренеры.

Однако если несчастный случай все-таки произошел, какую первую помощь ребенку могут и должны оказать родители?

Ранения острыми предметами всегда сопровождаются кровотечениями, иногда очень сильными. При этом кровь может вытекать струей (артериальное кровотечение) или медленно накапливаться в ране (венозное кровотечение).

Для остановки кровотечения надо поднять вверх пораженную часть тела (руку или ногу) и на место ранения наложить повязку. С этой целью лучше пользоваться стерильным бинтом, который обязательно нужно иметь в домашней аптечке.

Если бинта в доме нет, рану можно перевязать чистым, хорошо выглаженным платком.

Иногда кровотечения бывают настолько сильными, что приходится прибегать к наложению жгута. В качестве жгута можно использовать любую ткань. Жгут накладывают выше места ранения на 60 – 90 минут. Под повязку закладывается записка с точным временем наложения жгута.

 Под узел повязки подводят в качестве закрутки карандаш или палочку, несколькими поворотами закручивают повязку, и кровотечение останавливается. Держать жгут более 90 минут нельзя, так как может произойти резкое нарушение кровообращения и омертвение конечности.

Если рана находится на шее, лице, голове и жгут наложить нельзя, то следует сдавить ладонью место выше раны и срочно вызвать врача.

При носовых кровотечениях ребенку нужно придать сидячее или полу — сидячее положение и положить на переносицу холодный компресс. При частых и продолжительных кровотечениях из носа ребенка следует показать врачу — отоларингологу.

Ссадины, ушибы и различные раны следует обработать 3—5 % спиртовым раствором йода или перекисью водорода. Ни в коем случае нельзя промывать рану водой, извлекать из нее инородные тела, так как это приводит к большему загрязнению раны.

Через рану, загрязненную землей, в организм ребенка могут проникать микробы, вызывающие очень тяжелое заболевание — столбняк.

В таких случаях необходимо введение противостолбнячного анатоксина, который ребенку введут в поликлинике, если у него нет прививок от столбняка.

Различные мелкие предметы дети обычно берут в рот или засовывают их в нос, уши. Нередко они попадают и в дыхательные пути.

Читайте также:  Первая помощь при солнечном ударе и тепловом ударе( Гипертермия): симптомы, что делать

Если инородное тело попало в желудок, оно чаще всего благополучно проходит через кишечник и выделяется с калом. Полезно в таком случае дать ребенку кашу, хлеб или картофельное пюре. Тогда проглоченный предмет окутывается пищей и, не повреждая стенки пищеварительного тракта, легко выходит наружу. Необходимо просматривать испражнения ребенка, чтобы убедиться, что инородное тело вышло.

Если ребенок стал жаловаться на боли в груди, затруднение глотания, слюнотечение, это свидетельствует о том, что инородное тело застряло в пищеводе. В этом случае ребенок должен быть срочно отправлен в хирургическое отделение. Родителя ни в коем случае не следует пытаться протолкнуть инородное тело (плотной пищей или зондом).

Также не следует самим извлекать предметы из уха, носа, так как при отсутствии инструмента и опыта можно нанести травму, например, повредить барабанную перепонку. Во всех этих случаях нужно обратиться к врачу.

При попадании в ухо живого насекомого нужно закапать несколько капель растительного масла, глицерина или теплой воды и наклонить голову ребенка в сторону и вниз. Обычно насекомое вместе с жидкостью удаляется.

При попадании инородного тела в дыхательные пути возникают приступ удушья и кашель. В этом случае ребенка надо заставить наклониться вперед, покашлять и при этом осторожно похлопать по спине. Если это не помогает, его нужно срочно доставить в отоларингологическое или хирургическое отделение.

Чаще всего ожоги вызываются горячей жидкостью или пищей, иногда пламенем газовой горелки. Дома необходимо прикрыть ожоговую поверхность чистой простыней или полотенцем и немедленно доставить ребенка в лечебное учреждение.

Нередко у детей отмечаются химические ожоги полости рта и пищевода, когда они берут в рот различные вещества, употребляемые  в хозяйстве (каустическая сода, уксусная кислота). При таком ожоге надо немедленно промыть рот и желудок обильным количеством воды.

После промывания желудка ребенка обязательно доставляют к врачу.

  1. ПОРАЖЕНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ТОКОМ

При поражении детей электрическим током — следует прежде всего освободить пострадавшего от действия тока. Для этого выключают рубильник (если известно, где он), вывинчивают предохранитель, перерезают провода или отбрасывают их с помощью деревянной палки или других, не проводящих ток предметов.

Если невозможно убрать источник тока, то следует с соблюдением мер предосторожности: не прикасаться к открытым частям тела пострадавшего, а удерживать его только за одежду, предварительно надев резиновые перчатки, если они есть, или сухие шерстяные перчатки, обмотав руки сухой одеждой или встав на изолированный предмет — автомобильную шину, доску, сухие тряпки или надеть резиновую обувь, оттащить пострадавшего.

Срочно вызвать врача (скорую помощь), но не дожидаясь его прибытия приступить к мероприятиям, направленным на восстановление дыхания и  сердечнососудистой деятельности, начиная с дыхания (через платок) рот в рот или рот в нос и закрытого массажа сердца.

При поражении молнией применяются те же меры. Не следует зарывать пораженного в землю, что нередко делается, хотя это не только бесполезно, но и вредно!

  1. СОЛНЕЧНЫЙ И ТЕПЛОВОЙ УДАР

Тепловой удар часто встречается у детей при перегревании, солнечный — при длительном пребывании на солнце. И солнечный, и тепловой удары проявляются одинаково. Наступают обморочное состояние, слабость, тошнота, рвота, повышение температуры тела. Может начаться носовое кровотечение.

В таких случаях ребенка надо поместить в тени на свежем воздухе, раздеть его, или расстегнуть воротник, напоить прохладной водой, положить на голову холодный компресс, обтереть тело водой или обернуть влажной простыней.

Если ребенку не становится лучше, следует немедленно обратиться за помощью к врачу.

У детей чаще бывают местные отморожения рук, ног, щек, носа, ушных раковин. Пораженные участки бывают бледные или синюшные, их нужно осторожно растереть чистой рукой до восстановления кровообращения, можно смочить руку водкой или спиртом.

  1. Употребление снега, мазей, жира при растирании противопоказано.
  2. При общем замерзании ребенка нужно вначале согреть в теплом помещении, напоить горячим чаем, растереть конечности, затем поместить в ванну с теплой водой, температуру которой быстро довести до 37—38° С.
  3. В тяжелых случаях необходима срочная врачебная помощь.

Летом часты укусы пчел, ос и других насекомых. В местах укуса отмечаются краснота, отечность, ребенок жалуется на боли, жжение. Если в месте укуса видно жало насекомого, надо извлечь его и приложить свинцовую примочку или повязку с нашатырным спиртом.

Среди вывихов у детей наиболее часто встречается подвывих головки лучевой кости, особенно у детей до 3—4-летнего возраста, и возникает, когда ребенка за кисть резко поднимают вверх или вперед или когда удерживают за кисть при падении.

Отмечается значительная болезненность при поворачивании предплечья в стороны, сгибание и разгибание руки не нарушены. Припухлости и изменения формы локтевого сустава не бывает. Вправление подвывиха проводится только врачом-хирургом.

Нередко при сильном ушибе может произойти перелом кости. В этих случаях в первую очередь необходим полный покой поврежденному участку тела. Для создания неподвижности (иммобилизации) в области перелома ногу надо уложить на доску, фанеру или плотный картон и прибинтовать его к ноге. При повреждении позвоночника пострадавшего кладут на твердый щит.

При переломе костей рук иммобилизация может быть достигнута при помещении руки, согнутой в локтевом суставе, на широкую косынку, концы которой завязываются на шее или поврежденная конечность прибинтовывается к туловищу.

Благодаря иммобилизации уменьшается боль, состояние больного улучшается, и он должен быть срочно доставлен к врачу, в травматологическое отделение.

  1. СОТРЯСЕНИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА

При сильных ушибах, ударах головой может произойти сотрясение мозга. В таких случаях нужно уложить ребенка в постель, положить лед, завернутый в полотенце, или грелку с холодной водой на голову, не разрешать ему никаких движений, создать полный покой. Вызванный на дом врач решит вопрос о необходимости госпитализации ребенка.

Отравления могут быть самыми разнообразными — различными химическими веществами, лекарствами, грибами, газами. Если неизвестно, чем отравился ребенок, то первая помощь ему должна производиться следующим образом.

При попадании яда на кожу надо обильно промыть этот участок кожи водой и наложить какую-либо жирную мазь.

При попадании яда в глаз тщательно промыть его водой, наложить чистую повязку и отправить к врачу.

При попадании яда в дыхательные пути ребенка надо поместить его в теплую комнату с чистым воздухом, освободить от одежды, промыть рот, нос, глотку 2 % раствором питьевой соды. При остановке дыхания надо срочно начать делать искусственное дыхание.

При отравлении любыми ядами через рот следует сначала вызвать рвоту раздражением корня языка или задней стенки глотки. После этого надо немедленно хорошо промыть желудок водой, раствором перманганата калия, а затем ввести раствор слабительной соли.

Остальные мероприятия проводятся врачом в медицинском учреждении.

Травмы глаза могут быть сквозными, когда нарушается целостность всех слоев глаза, и несквозными. Ребенок с проникающим ранением глаза должен быть срочно направлен в специализированное учреждение для тщательного обследования и хирургической обработки раны.

Удаление мелких инородных тел, попавших в глаз, должен также производить окулист.

При химическом ожоге глаза первая помощь заключается в быстрейшем обильном промывании его струей воды; затем закапывают 30 % раствор альбуцида. Во всех случаях ожога глаз ребенок должен быть направлен к окулисту.

Берегите детей!

Как правильно оказать первую медицинскую помощь в ДОУ и ОУ

Каникулы почти закончились, а обязательные требования законов никто не отменял. Практически все работники вашего учреждения вышли из отпусков и это означает, что подошло время заняться обучением по оказанию первой помощи!

Главное 

  • Все работники должны уметь оказывать первую помощь.
  • Просто провести лекцию недостаточно, нужна практика.
  • Для проведения обучения нужна программа и протоколы.
  • Обучение может провести мед.работник или инструктор.

Приемам оказания первой помощи нужно обучить всех работников без исключения: и новых сотрудников, и тех, кого перевели на другую работу (ст. 225 ТК РФ). Самое главное провести обучение не позже одного месяца с момента, когда сотрудник приступил к работе. Как провести обучение правильно вам помогут материалы в конце статьи, но сначала всё по порядку.

Уметь, но не оказывать помощь?

Если вы или ваши сотрудники не уверены в том, что смогут правильно оказать  первую помощь, то лучше ограничиться вызовом экстренных служб. Подчеркну еще раз, работник обязан уметь, но не оказывать помощь. А пострадавший имеет право отказаться от помощи.

Читайте также:  Первая помощь при остановке дыхания: доврачебная, неотложная, СЛР, детям, что делать, алгоритм действий

Не всегда оказание первой помощи сводится к остановке кровотечения, искусственному дыханию и реанимации пострадавшего. Бывает, что человеку просто нужна помощь встать или прийти в сознание. А для того, чтобы повысить шансы успешного оказания первой помощи, я рекомендую для больших коллективов приглашать мед.работников или инструкторов. И вот несколько советов для их подбора:

  • Всегда спрашивайте стаж и сведения о подготовке инструктора.
  • Практический опыт работы, например, медсестра или врач травматолог с практическим опытом подойдут как нельзя лучше.
  • Уточняйте продолжительность занятий, 30 или 60 минут недостаточно.
  • Договаривайтесь о практических тренировках, это важно.

Но мало просто пригласить инструктора или самостоятельно оформить лекцию. Обучение нужно документально оформить. Иначе как вы сможете доказать инспектору, что вы его проводили?

Для этого понадобиться:

  • программа обучения (либо вопросы включенные в программу обучения по охране труда);
  • протокол проверки знаний.

Если обучение первой помощи проходит в форме отдельного курса, создайте специальную программу (Пример  из приложения Б к ГОСТ 12.0.004.2015).

Как часто нужно проводить обучение?Для представителей рабочих профессий обучение проводите периодически — не реже одного раза в год (п. 2.2.4 Порядка обучения, утв.

постановлением Минтруда и Минобразования от 13.01.2003 № 1/29). Руководители и специалисты  могут проходить подготовку в рамках обучения по охране труда — 1 раз в 3 года.

Но то, что они могут, не означает, что вы можете проводить эту проверку чаще.

  • Если просто:
  • Для воспитателей и учителей — раз в три года.Для дворника, электрика, подсобного рабочего — раз в год
  • Итак, получается, чтобы подтвердить, что ваши работники прошли обучение по оказанию первой помощи, у вас должна быть программа и протокол, в котором работник поставит свою подпись. 
  • Образец протокола =>>Скачать

А оказать первую помощь ребенку?

Уметь нужно, но с осторожностью. Принцип действий тот же. Однако будет не лишним разработать необходимую инструкцию, и включить в раздел детской безопасности. В нашем комплекте она называет так:

Инструкция по оказанию первой помощи воспитанникам до прихода медицинского работника и оформлена она примерно так

Инструкция по оказанию первой помощи должна быть и у работников.При разработке инструкции по оказанию первой помощи и программы обучения опирайтесь на «перечень состояний, при которых оказывается первая помощь» и «перечень мероприятий по оказанию первой помощи», утв.

 приказом Минздравсоцразвития от 04.05.2012 № 477н. В этих документах указано, при каких состояниях следует оказывать первую помощь и какие мероприятия можно проводить без риска причинения  вреда пострадавшему. Не лишним будет включить в инструкцию алгоритмы оказания первой помощи.

 И еще немного ссылок

Алгоритм оказания первой помощи от МЧС =>>СкачатьПример инструкции по первой помощи =>>СкачатьПолезный ролик про оказание первой помощи =>>Смотреть

Вправе ли воспитатель оказывать первую помощь ребенку?

Жизнь дошкольника зависит о своевременных действий педагога, ведь именно он обязан оказать первую помощь пострадавшему.

Зачастую педагог не владеет информацией как поступать в том или ином случае, полагается на медицинского работника. Бывает, что медсестры нет на рабочем месте или вообще в штатном расписании.

В таком случае необходимо четко разобраться, где зона ответственности воспитателя и как ему действовать.

Вправе ли воспитатель оказывать первую помощь ребенку?

Цель первой помощи – спасти пострадавшего, то есть устранить угрозу его жизни, предупредить дальнейшие повреждения и возможные осложнения.

Каждый россиянин имеет право оказать первую помощь пострадавшему в экстренной ситуации, но при наличии у него специальной подготовки и (или) навыков. Если человек этого сделать не может, он должен вызвать скорую медицинскую помощь, это тоже относится к мероприятиям первой помощи. Следовательно, воспитатель вправе оказывать первую помощь, но при наличии у него соответствующей подготовки.

Специальную подготовку педагогам организовывает работодатель за счет своих средств. Порядок, форму и оформление результатов обучения определяет работодатель. Обучаться педагог должен один раз в три года.

Согласно ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», охрана здоровья детей обеспечивается в т ч. обучением педагогических работников правилам оказания первой помощи.

В тоже время, следует помнить, что, находясь на рабочем месте, педагог обязан оказывать первую помощь пострадавшим детям. Эта обязанность педагога прописывается в локальных нормативных актах ДОУ: должностных инструкциях, приказах руководителя, инструкциях по охране труда и иных документах, с которыми педагоги должны быть ознакомлены.

Ситуации, требующие оказания первой помощи

С детьми могут случиться различные ситуации, но не все они находятся в зоне ответственности воспитателя и требуют от него оказания первой помощи. Есть ситуации, в которых необходима только помощь медицинского работника.

Объем оказания первой помощи определен на законодательном уровне. Всего установлено 8 неотложных состояний и 11 мероприятий по спасению жизни. Первую помощь необходимо оказывать, если есть непосредственная угроза жизни и здоровью, а именно:

  • отсутствие сознания;
  • остановка дыхания и кровообращения;
  • наружные кровотечения;
  • инородные тела в верхних дыхательных путях;
  • травмы различных областей тела;
  • ожоги;
  • отморожения;
  • отравления.

Таким образом, если ребенок жалуется на боли в груди и животе, у него поднялась высокая температура или другие состояния, которые не входят в этот перечень, воспитатель должен обратиться за медицинской помощью.

При этих восьми неотложных состояниях предусматриваются следующие мероприятия первой помощи:

  • необходимо оценить обстановку и создать безопасные условия для оказания первой помощи;
  • вызвать скорую медицинскую помощь;
  • определить сознание;
  • восстановить и поддерживать проходимость дыхательных путей;
  • определить признаки жизни у пострадавшего;
  • провести сердечно-легочную реанимацию;
  • остановить наружное кровотечение;
  • выявить признаки травм, отравлений и других состояний, угрожающих жизни и здоровью;
  • придать оптимальное положение тела пострадавшему;
  • контролировать состояние пострадавшего и оказывать ему психологическую поддержку;
  • передать пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи.

Первую помощь нужно оказывать в определенной последовательности, в зависимости от состояния пострадавшего.

Алгоритм действий педагога:

1. Осмотрите место происшествия и обеспечьте безопасные условия для оказания первой помощи пострадавшему ребенку (например, отключите электричество, если ребенок попал под действие электрического тока, переместите пострадавшего с проезжей части на тротуар или обочину).

2. Проверьте признаки сознания у ребенка (отвечает на вопрос, обращенный к нему, реагирует на прикосновение), при их отсутствии – определите, дышит ли ребенок.

3. При отсутствии дыхания вызовите скорую медицинскую помощь по телефонам 103/112 и приступите к сердечно-легочной реанимации (выполните по очереди 30 надавливаний на грудную клетку и 2 вдоха искусственного дыхания) до появления признаков жизни или до прибытия бригады скорой медицинской помощи. 

4. Если ребенок без сознания, но дышит, чтобы обеспечить проходимость дыхательных путей, придайте ему устойчивое боковое положение (поворот в указанное положение производится без применения дополнительных приспособлений). 

5. Если ребенок в сознании, проведите обзорный и подробный осмотры на предмет возможного кровотечения, травм и прочих состояний, которые требуют оказания первой помощи. Затем вызовите скорую медицинскую помощь, если не сделали этого ранее, и выполните необходимые действия: например, остановите кровотечение, наложите повязки и т. д. 

6. Обеспечьте оптимальное положение тела пострадавшего, наблюдайте за ребенком и поддерживайте его психологически до приезда скорой медицинской помощи. Когда бригада приедет, передайте ей ребенка.

Педагог не обязан принимать решение о применении лекарств и обрабатывать рану.

Решение о применении медикаментов принимает врач или фельдшер. Воспитатель может только помочь ребенку принять лекарство, которое ранее назначил врач.

Обработка ран – дело хирурга, т. к. при осмотре ребенка может потребоваться остановка кровотечения, зашивание раны и прочие хирургические действия. Что же касается поверхностных ссадин, то они не представляют угрозы для жизни и здоровья ребенка даже без их обработки.

Важно знать!

Если родители или законные представителя ребенка отсутствуют на месте происшествия, получать их согласие (или согласие ребенка в возрасте до 15 лет) на оказание первой помощи не требуется. Если несчастный случай произошел с ребенком (в возрасте до 15 лет) в присутствии законного представителя, все манипуляции воспитатель должен производить с его устного согласия. 

Ответственность воспитателя за неоказание первой помощи

Воспитатель самостоятельно принимает решение об оказании первой помощи исходя из состояния ребенка. Однако в случае, если педагог не оказал первую помощь воспитаннику, он может быть привлечен как к дисциплинарной, так и к уголовной ответственности по ст.

125 «Оставление в опасности» УК РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ. Уголовная ответственность грозит педагогу, который заведомо оставил без помощи воспитанника в опасном для его жизни или здоровья состоянии.

Предусмотрено также альтернативное наказание – штрафные санкции или лишение свободы до 1 года.

При этом, если педагога обвиняют в несчастном случае, произошедшем с ребенком, но он оказал ему первую помощь, это обстоятельство смягчает наказание (п. 2 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ, п. «к» ч. 1 ст. 61 УК РФ).

Кроме того, не является преступлением неумышленное причинение вреда в ходе оказания первой помощи. Согласно ст. 39 УК РФ, ст. 2.7 КоАП РФ и ст. 1067 ГК РФ не наказывается причинение вреда в том случае, если им был устранен больший вред (например, если во время сердечно-легочной реанимации педагог надавил на грудную клетку и сломал ребро или порвал одежду, но при этом спас жизнь ребенку).

Повысить уровень знаний и качество оказания первой помощи поможет профессиональная подготовка и регулярная переподготовка педагогов. В связи с тем, что эти знания и навыки не применяются каждый день, никто не застрахован от ошибки. 

Читайте также:  Аптечка первой помощи: список средств, состав, что в нее входит

Инструкция по оказанию первой помощи пострадавшему

  • Инструкция по оказанию первой помощи пострадавшему
  • Первая помощь при различных травмах оказывается с использованием перевязочных материалов и лекарственных препаратов, которые находятся в аптечке.
  • Техника проведения искусственного дыхания:
  • – Уложите пострадавшего на спину в горизонтальное положение, расстегнув или сняв стесняющую тело одежду;
  • – Подложите что-либо под плечи;
  • – Встаньте справа от пострадавшего, подведите правую руку под его шею, а левую положите на лоб, и максимально отведите назад его голову;
  • – Откройте рот пострадавшего большим пальцем руки или обеими руками;
  • – Оказывающий помощь делает глубокий вдох, затем вдувает воздух через марлю или платок из своего рта в рот или нос пострадавшего;
  • – При вдувании воздуха необходимо следить за движением грудной клетки пострадавшего;
  • – При способе дыхания «рот в рот» герметичность достигается путем закрывания носа, при способе дыхания «рот в нос» – закрывания рта;

– Вдувание воздуха производится 12–15 раз/мин у взрослых и 20–30 раз у детей. Выдох пострадавшего происходит пассивно.

  1. Техника проведения непрямого массажа сердца:
  2. – Положите пострадавшего на жесткую поверхность на спину, расстегнув или сняв стесняющую тело одежду;
  3. – Встаньте слева от пострадавшего;
  4. – Определите правильное месторасположение рук при проведении непрямого массажа сердца;
  5. – Положите ладонь одной руки на нижнюю треть грудины, а другую руку – на ее тыльную поверхность;
  6. – Надавливание   осуществляется   путем   ритмичного  сжатия   сердца (60–80 раз/мин) между грудиной и позвоночником;
  7. – После каждого надавливания проследить за тем, чтобы грудная клетка расправилась (для наполнения полостей сердца венозной кровью), не отрывая от нее рук;
  8. – На момент вдоха массаж сердца прерывают.
  9. 1. В случае поражения электрическим током (молнией):
  10. – вывести пострадавшего из-под действия электрического тока, используя подручные средства (доска, палка, сухая одежда, предметы, не проводящие ток), выключите рубильник;
  11. – если пострадавший в сознании, без видимых тяжелых ожогов и травм, положите его на спину, расстегните стесняющую дыхание одежду;
  12. – не позволяйте ему двигаться. Не давайте пить – это вызовет рвоту и нарушение дыхания;
  13. – при отсутствии сознания, но сохранившемся дыхании уложите пострадавшего на бок, на твердую горизонтальную поверхность, обеспечьте приток свежего воздуха. Обрызгайте водой, разотрите и согрейте тело;
  14. – дать нюхать нашатырный спирт;

– в случае нарушения дыхания и сердцебиения, немедленно приступайте к проведению искусственного дыхания и непрямому массажу сердца. Не прекращайте их до полного появления самостоятельного дыхания и сужения зрачков или до прибытия врача.

  • 2. При носовом кровотечении:
  • – не запрокидывать голову пострадавшего назад, а наклонить ее вперед, удерживая при этом корпус в прямом положении, расстегнув воротник и пояс одежды;
  • – постараться высморкаться, прочистить носовую полость от слизи и сгустков свернувшейся крови, но лучше это проделать под струей воды;
  • – зажать ноздри минут на 10 пальцами, большим и указательными;
  • – положить холодный компресс на область носа и затылка;
  • – можно также вложить в нос ватный или марлевый тампон;
  • – если через 5–7 минут кровотечение не прекратится, снова зажмите ноздри и вызывайте врача.
  • 3. При кровотечении (артериальном, венозном):
  • – при сильном артериальном кровотечении (кровь имеет ярко-красный цвет) наложите жгут выше раны, ближе к месту ранения, подложив под него чистую ткань, и затяните его до полной остановки кровотечения;

– подложите под жгут записку с указанием точного времени его наложения (не более чем на 1–1,5 ч.). Жгут нельзя закрывать повязками или одеждой;

  1. – при венозном кровотечении (кровь имеет темный цвет) – для временной его остановки, поврежденную конечность поднимите вверх и на рану наложите давящую повязку.
  2. 4. При солнечном ударе:
  3. – при легком перегревании выведите пострадавшего в прохладное место, освободите шею и грудь от стесняющей одежды, снимите обувь;
  4. – смочите ему лицо и голову холодной водой;
  5. – уложите пострадавшего, приподняв ему голову; дайте холодное питье (немного минеральной или слегка подсоленной воды) и разденьте его;
  6. – положите на голову смоченное в холодной воде полотенце или наложите холодный компресс на область шеи;
  7. – до прибытия врача накладывайте на тело холодные компрессы, пить давайте после того, как пострадавший придет в себя.

5. При укусах и ужаливании насекомыми (осами, пчелами и т. д.):

  • – при ужаливании 1–2 насекомыми удалите пинцетом или ногтями жало с ядовитым мешочком (осторожно, чтобы не раздавить мешочек до удаления жала);
  • – на место отека положите пузырь со льдом;
  • – боль и воспаление облегчают спиртовой компресс, примочки из тертого картофеля, растирание ужаленного места ломтиком чеснока;
  • – если оса или пчела случайно попали в рот, нужно сосать кусочки льда, пить сильно охлажденную воду;
  • – зуд от укусов комаров, мошкары, пчел (после удаления жала) можно устранить, протерев кожу нашатырным спиртом, раствором питьевой соды (0,5 чайной ложки на стакан воды), разрезанной луковицей, долькой чеснока, кашицей из поваренной соли, соком одуванчика.
  • 6. При укусе змеи:
  • – не давайте пострадавшему двигаться;
  • – успокойте его: паника и возбуждение ускоряют кровоток;
  • – зафиксируйте с помощью шины пострадавшую от укуса конечность;
  • – приложите к месту укуса растертые или разжеванные листья подорожника;
  • – давайте обильное питье;
  • – не прижигайте место укуса марганцовкой, не накладывайте жгут, не давайте алкоголь.
  • Следует как можно быстрее обратиться за помощью к врачу.
  • 7. При ушибе:
  • – обеспечьте пострадавшему полный покой;
  • – наложите на место ушиба холодный компресс (смоченный в холодной воде платок, полотенце) или пузырь со льдом.
  • 8. После термического или электрического ожога:
  • – оттащить пострадавшего от источника поражения;
  • – не поливать обожженную поверхность кожи водой;
  • – наложить на обожженный участок кожи сухую стерильную повязку;
  • – при ожоге глаз сделайте холодные примочки из чая, немедленно вызывайте врача.
  • Чего  категорически не следует  делать при сильных ожогах:
  • – обрабатывать кожу спиртом;
  • – прокалывать образовавшиеся пузыри;
  • смазывать кожу жиром, зеленкой, крепким раствором марганцовки.
  • – срывать прилипшие к месту ожога части одежды;
  • – прикасаться к нему рукой;
  • – разрешать пострадавшему самостоятельно двигаться;
  • – поливать пузыри и обугленную кожу водой.
  • 9. При порезах:
  • – при порезах стеклом тщательно осмотреть рану, очистить ее;
  • – промыть рану дезинфицирующим раствором (например, фурацилином);
  • – обработать рану йодом, наложить повязку;
  • – при сильном кровотечении перевязать жгутом выше места пореза, на рану наложить давящую повязку.
  • 10. При отравлении пищевыми продуктами:
  • – дать пострадавшему 3–4 стакана воды или розового раствора марганцовки для промывания желудка, чтобы вызвать рвоту.
  • 11. Помощь при утоплении:
  • – как можно быстрее извлеките утопающего из воды; удалите изо рта и носа ил, грязь, песок;
  • – переверните пострадавшего на живот, затем обеими руками приподнимите его за ноги и потрясите так, чтобы из дыхательных путей и желудка вытекла вода;

– начинайте сразу же делать искусственное дыхание. При возобновлении у пострадавшего самостоятельного дыхания напоите его горячим чаем, укутайте в одеяло и доставьте в лечебное учреждение.

  1. 12. При попадании инородного тела в дыхательные пути:
  2. – прежде всего, освободите рот от остатков пищи пальцем, обернутым марлей, платком, повернув голову пострадавшего набок;
  3. – ударьте его в межлопаточную область ладонью (но не кулаком) для обеспечения проходимости дыхательных путей;
  4. – если эти меры не помогают, то пострадавшего следует немедленно транспортировать в лечебное учреждение.
  5. 13. Во время эпилептического припадка:
  6. – немедленно вызывайте врача;
  7. – не пытайтесь в момент судорог приводить больного в чувство или переносить на другое место;
  8. – постарайтесь только придержать его при падении во избежание травм;
  9. – уберите все острые и твердые предметы, способные травмировать больного или случайно нанести травму вам.
  10. Помните: после прекращения судорог больной засыпает и происшедшего с ним не помнит, будить его нельзя!
  11. 14. При укусе собаки:
  12. – не пытайтесь немедленно остановить кровь (кровотечение способствует удалению слюны собаки из раны);
  13. – промойте рану чистой водой;
  14. – несколько раз продезинфицируйте кожу вокруг укуса йодом, раствором марганцовки, наложите повязку.
  15. При подозрении на бешенство обратитесь к врачу.
  16. 15. При переломе конечностей:
  17. – обеспечьте полный покой поврежденного участка тела;
  18. – при открытом переломе и наличии кровотечения остановите его при помощи давящей повязки или жгута.
  19. 16. При обмороке:
  20. – уложите пострадавшего на спину с несколько запрокинутой назад головой и приподнятыми руками, чтобы улучшить кровообращение мозга. Расстегните воротник и пояс, чтобы шея и грудь не были стянуты, обрызгайте лицо водой, похлопайте по щекам;
  21. – дайте вдохнуть пары нашатырного спирта, одеколона, уксуса, раздражающих слизистую оболочку носа;
  22. – в душном помещении откройте окно, обеспечьте доступ свежего воздуха.
  23. 17. При болях в области сердца:
  24. – больного необходимо уложить в постель и вызвать врача.
  25. 18. При болях в области живота:
  26. – уложить больного в постель, вызвать врача.
  27. – других мер самостоятельно не предпринимать.
  28. Оказав первую медицинскую помощь, воспитателю, вожатому необходимо обязательно обратиться к врачу!

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector